ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 8 декабря 2020 года N 301-р


Об утверждении основных направлений долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии со статьей 107(1) Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации", государственной программой Краснодарского края "Управление государственными финансами Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 г. N 940, соглашением от 29 января 2020 г. N 01-01-06/06-49 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Краснодарского края:


1. Утвердить основные направления долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению к настоящему распоряжению.


2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Галася И.П.


3. Распоряжение вступает в силу со дня его подписания.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утверждены
распоряжением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 8 декабря 2020 г. N 301-р



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ


Долговая политика Краснодарского края является составной частью бюджетной политики, способствует решению значимых для региона задач и заключается в реализации комплекса мер в процессе управления государственным долгом Краснодарского края, направленных на удовлетворение потребности в государственных заимствованиях Краснодарского края (далее - заимствования), своевременное и полное исполнение долговых обязательств Краснодарского края (далее - долговые обязательства), минимизацию расходов на обслуживание государственного долга Краснодарского края (далее - государственный долг), поддержание объема и структуры долговых обязательств, исключающих их неисполнение, снижение рисков, возникающих в процессе управления государственным долгом (далее также - бюджетные риски).



1. Итоги реализации долговой политики Краснодарского края в период до 2020 года, прогнозируемые итоги 2020 года


В 2020 году и в предшествующем периоде различные виды долговых инструментов использовались для погашения долговых обязательств в целях обеспечения сбалансированности краевого бюджета.


Заимствования осуществлялись согласно законам о краевом бюджете на соответствующие годы. Размер государственного долга, а также стоимость его обслуживания ежегодно были ниже предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) и законами о краевом бюджете на соответствующие годы.


Привлечение заимствований обеспечило возможность направления доходов краевого бюджета на финансирование расходов краевого бюджета в социальной сфере, в том числе на повышение заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Дополнение поступающих доходов заемными средствами позволило также осуществлять развитие социальной инфраструктуры и мероприятия, направленные на социально-экономическое развитие Краснодарского края.


Основные показатели, характеризующие государственный долг, приведены в таблице 1.



Таблица 1



Динамика показателей государственного долга за 2014 - 2019 годы (факт)

N п/п

Показатель

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Объем государственного долга, млрд руб.

136,3

145,3

150,0

149,1

140,2

99,5

2

Расходы на обслуживание государственного долга, млрд руб.

6,2

5,9

7,1

6,3

4,4

3,6

3

Долговая нагрузка, % <*>

92,7

98,6

88,2

77,8

66,6

41,0


________________


* Здесь и далее по тексту долговая нагрузка определяется как отношение общего объема государственного долга к общему годовому объему доходов краевого бюджета без учета объема безвозмездных поступлений за соответствующий год.


В соответствии с условиями соглашений и дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении бюджету Краснодарского края из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Краснодарского края, утвержденных Законом Краснодарского края от 6 марта 2018 г. N 3751-КЗ "Об утверждении дополнительных соглашений к соглашениям, заключенным между Министерством финансов Российской Федерации и министерством финансов Краснодарского края" (далее - соглашения в сфере бюджетного кредитования, бюджетные кредиты), уровень долговой нагрузки по состоянию на 1 января 2020 г. не должен был превышать 75%, в том числе доля общего объема долговых обязательств по государственным облигациям Краснодарского края и кредитам, полученным Краснодарским краем от кредитных организаций (далее - рыночные обязательства, рыночные заимствования), - не более 37% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.


По итогам 2019 года уровень долговой нагрузки составил 41%, что на 25,6 процентных пункта ниже долговой нагрузки, сложившейся в 2018 году (66,6 процента), в том числе доля рыночных обязательств составила 14,4% суммы доходов краевого бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год. Значения указанных показателей соответствуют требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и условиям соглашений в сфере бюджетного кредитования.


В 2019 году в целях снижения общего объема государственного долга и долговой нагрузки на краевой бюджет были досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 20 млрд рублей, сроки возврата которых приходились на 2020 и 2021 годы. Всего общий объем государственного долга по итогам 2019 года снижен на 40,7 млрд рублей по сравнению с объемом долга на начало 2019 года. Экономия по расходам на обслуживание государственного долга в 2019 году составила 2 млрд рублей по сравнению с первоначально утвержденным Законом Краснодарского края от 21 декабря 2018 г. N 3939-КЗ "О краевом бюджете на 2019 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Закон N 3939) объемом указанных расходов.


По состоянию на 1 января 2020 г. объем государственного долга составил 99,5 млрд рублей, что ниже установленного Законом N 3939 верхнего предела государственного долга по состоянию на 1 января 2020 г. (99,7 млрд рублей).


Из общего объема государственного долга по состоянию на 1 января 2020 г. обязательства по кредитам кредитных организаций составляли 5,0%, по бюджетным кредитам - 59,1%, по государственным гарантиям Краснодарского края (далее - государственные гарантии) - 5,7%, по государственным облигациям Краснодарского края (далее - государственные облигации) - 30,2%.


В 2020 году в соответствии с Федеральными законами от 2 декабря 2019 г. N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" и от 1 апреля 2020 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2020 году", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 1943 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1099" и от 30 апреля 2020 г. N 619 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" проведена дополнительная реструктуризация задолженности Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам.


Объем реструктурированной в 2020 году задолженности по бюджетным кредитам составил 42,7 млрд рублей, в том числе:


по бюджетным кредитам, предоставленным на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе-курорте Сочи, - 26,8 млрд рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2025 по 2034 год ежегодно равными долями (ранее возврат задолженности был предусмотрен в период с 2023 по 2032 год);


по бюджетным кредитам 2015 - 2017 годов - 15,9 млрд рублей. Погашение задолженности предусмотрено в период с 2021 по 2029 год по графику платежей (с 2021 по 2024 год в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно; с 2025 по 2029 год ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности). Ранее возврат указанной задолженности был предусмотрен в период с 2018 по 2024 год.


Таким образом, в отношении задолженности по бюджетным кредитам в объеме 42,7 млрд рублей предоставлена дополнительная отсрочка или рассрочка ее погашения, что позволит снизить нагрузку на краевой бюджет по погашению долговых обязательств в 2021 - 2024 годах.


Условия реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам выполняются надлежащим образом.


На 2020 год поставлена задача по ограничению роста объема государственного долга и долговой нагрузки на краевой бюджет.


В 2020 году продолжена реализация мер по повышению эффективности управления государственным долгом и оптимизации расходов краевого бюджета на обслуживание государственного долга. В этих целях в январе 2020 года досрочно погашены кредиты кредитных организаций в сумме 5 млрд рублей (сроки уплаты согласно государственным контрактам предусматривались в мае и августе 2020 года).


Кроме того, в результате полного досрочного погашения принципалом (НАО "Центр "Омега") остатка задолженности по кредиту, обеспеченному государственной гарантией, в первом квартале 2020 года объем государственного долга сократился на 5,7 млрд рублей в связи с прекращением указанной гарантии, что исключает бюджетные риски, связанные с возникновением гарантийных случаев, и положительно влияет на долговую устойчивость Краснодарского края.


Таким образом, с начала 2020 года снижение объема государственного долга составило 10,7 млрд рублей за счет досрочного погашения кредитов кредитных организаций и прекращения обязательств по государственной гарантии.


В целях снижения бюджетных рисков предоставление новых государственных гарантий в 2020 году не предусматривается.


Также оптимизированы сроки привлечения новых заимствований. Привлечение кредитов кредитных организаций в объеме 16 млрд рублей для рефинансирования долговых обязательств и финансирования дефицита краевого бюджета отсрочено на IV квартал 2020 года.


По результатам проводимых мероприятий по оптимизации сроков погашения и привлечения заимствований по итогам 2020 года ожидается экономия по расходам на обслуживание государственного долга в сумме 500 млн рублей.


По состоянию на 1 октября 2020 г. объем государственного долга составляет 88,8 млрд рублей. В структуре государственного долга доля бюджетных кредитов составляет 66,2%, государственных облигаций - 33,8%. Все долговые обязательства являются долгосрочными, что способствует снижению бюджетных рисков.


Объем реструктурированных обязательств Краснодарского края перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам по состоянию на 1 октября 2020 г. составляет 58,8 млрд рублей, в том числе обязательства со сроками уплаты с 2025 по 2034 год - 43,0 млрд рублей (48,4% общего объема государственного долга).


По всем реструктурированным долговым обязательствам плата за пользование средствами федерального бюджета установлена в размере 0,1% годовых.


Сохраняющийся высокий удельный вес бюджетных кредитов в общем объеме государственного долга оказывает существенное положительное влияние на оптимизацию расходов краевого бюджета по обслуживанию государственного долга, поскольку процентные ставки по этим кредитам многократно ниже размера платы по другим видам заимствований.


Наличие в структуре государственного долга различных видов долговых обязательств и распределение по годам выплат по их погашению являются факторами, положительно влияющими на снижение бюджетных рисков, связанных с существующим объемом государственного долга.


В результате проведения в 2020 году операций с различными видами долговых обязательств по состоянию на 1 января 2021 г. общий объем государственного долга прогнозируется на уровне не более 104,8 млрд рублей, что на 35,4 млрд рублей ниже его значения на начало 2019 года и соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации.



2. Цели, задачи и особенности долговой политики Краснодарского края на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


2.1. Основные факторы, определяющие характер, особенности и направления долговой политики Краснодарского края на 2021 - 2022 годы:


сохраняющийся значительный накопленный объем государственного долга;


необходимость финансового обеспечения принятых расходных обязательств Краснодарского края в полном объеме;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»