Действующий

Об утверждении региональной программы Пензенской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021 - 2025 годы" (с изменениями на 3 февраля 2024 года)



Анализ применяемых систем оплаты труда медицинских работников Пензенской области


Система оплаты труда медицинских работников государственных учреждений здравоохранения Пензенской области утверждена постановлением Правительства Пензенской области от 05.06.2018 N 303-пП "Об утверждении Положения о системе оплаты труда работников государственных бюджетных и казенных учреждений, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Министерство здравоохранения Пензенской области" (с последующими изменениями) (далее - Положение).


Положение учитывает все требования, предъявляемые к региональным отраслевым системам оплаты труда Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, ежегодно утверждаемыми решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Единые рекомендации).


Должностные оклады медицинских работников устанавливаются в Положении на основе профессионально-квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников (далее - ПКГ), утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" (с последующими изменениями).


Размеры окладов, установленные в Положении, обязательны для государственных казенных и бюджетных учреждений, кроме автономных. В регионе одно автономное учреждение здравоохранения - ГАУЗ "Пензенская стоматологическая поликлиника", оклады в котором выше, чем в Положении.


В результате проведенного анализа фонда оплаты труда медицинских работников установлено, что фактическая структура фонда оплаты труда сложилась следующим образом: выплаты по должностным окладам врачей составляют 44,6% фонда оплаты труда (в том числе по врачам оказывающим первичную медико-санитарную помощь - 45,8%, по врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь - 59,0%, врачей центральных районных больниц - 48,5%), выплаты по должностным окладам среднего медицинского персонала составляют 56,7% фонда оплаты труда (в том числе оказывающего первичную медико-санитарную помощь - 62,9%, оказывающего скорую медицинскую помощь - 64,8%, центральных районных больниц - 56,1%), выплаты по должностным окладам младшего медицинского персонала составляют 48,0% фонда оплаты труда (в том числе центральных районных больниц - 53,3%).


В 4 квартале 2019 года после индексации окладов на 4,3%, доля окладов у врачей в целом по региону составила 45,8%, у средних медработников 59,6%, у младших медработников - 50,2%.


На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.


Доля стимулирующих выплат в заработной плате врачей и младшего медперсонала в целом по региону превышает рекомендуемые значения, а доля окладов наоборот, не достигает. Повышение с 1 октября 2019 года окладов на 4,3% позволило увеличить долю окладов примерно на 2 - 2,2 процентных пункта в структуре заработной платы. С ежегодным ростом значения среднемесячного дохода от трудовой деятельности доля окладов в структуре заработной платы работников будет снижаться. Для достижения рекомендуемой структуры заработной платы необходимо дальнейшее повышение размеров окладов медицинских работников. Дальнейшие действия, направленные на повышение окладов, сдерживает низкий уровень финансового обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную и скорую медицинскую помощь, так как тарифы на ее оплату в системе ОМС не покрывают всех расходов учреждений, в том числе на оплату труда на уровне целевых значений в регионе, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".


Структура заработной платы у врачей и среднего медперсонала, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, несколько отличается от средних значений по региону в части более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с более низким уровнем оплаты, в виду недостатка средств для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта". Повышенная доля компенсационных выплат связана с наличием у врачей первичного звена доплат за расширение зон обслуживания и увеличение объема выполняемой работы в виду дефицита врачебных кадров.


Структура заработной платы у врачей и среднего медперсонала, оказывающих скорую медицинскую помощь, отличается от средних значений по региону в части значительно более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с отсутствием средств фонда оплаты за счет средств ОМС в учреждении для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта". Значительно более высокая доля выплат компенсационного характера обусловлена спецификой труда (работа в ночное время и праздничные дни), а также наличием доплат за выполнение дополнительной работы (за увеличение объема выполняемой работы, сверхурочную работу).


Структура заработной платы у всех категорий медицинского персонала районных больниц отличается от средних значений по региону в части значительно более высокой доли окладов и более низкой доли стимулирующих выплат, что связано с отсутствием средств фонда оплаты за счет средств ОМС в учреждениях для стимулирующих выплат в рамках "эффективного контракта" и соответственно более низким уровнем заработных плат.


При оплате труда медицинских работников, с учетом условий труда, применятся выплаты компенсационного характера, предусмотренные федеральными нормативными правовыми актами (аналогично утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в этих учреждениях" (с последующими изменениями)). Ни нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, ни локальными актами учреждений, дополнительные выплаты компенсационного характера работникам не вводились.


В Положении предусмотрены следующие выплаты компенсационного характера:


1. выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в форме доплаты за вредные и (или) опасные условия труда.