Действующий

О внесении изменений в региональную программу Пензенской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Пензенской области на 2021 - 2025 годы", утвержденную постановлением Правительства Пензенской области от 14.12.2020 N 866-пП



Таблица 18



Распределение муниципальных образований по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами (КОМК)

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

1

2

3

V

Крайне высокий КОМК - положительная кадровая ситуация

7

г. Пенза

Городищенский район

Иссинский район

Наровчатский район

Камешкирский район

Малосердобинский район

Неверкинский район

1. Совершенствование планирования численности и структуры кадров работников здравоохранения;

2. Приведение штатного расписания в соответствии с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи;

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника;

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров;

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи;

6. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом;

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

IV

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

13

Сердобский район

Нижнеломовский район

Башмаковский район

Лунинский район

Тамалинский район

Лопатинский район

Сосновоборский район

Спасский район

Белинский район

Бековский район

Вадинский район

Шемышейский район

г. Заречный

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов;

2. Оценка штатных расписаний медицинских организаций и приведение в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи;

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника;

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров;

5. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи;

6. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

7. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

III

Средний КОМК - кадровая ситуация стабильная, на уровне показателей Пензенской области

3

Земетчинский район

Пензенский район

Никольский район

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров;

2. Внедрение новых моделей организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом;

3. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности;

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника;

5. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров;

6. Оценка штатных расписаний медицинских организаций с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи;

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

II

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

2

Бессоновский район

Пачелмский район

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских работников;

2. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%;

3. Привлечение молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации;

4. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности;

5. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника;

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций, исходя из нормативных требований и потребности населения в оказании медицинской помощи, а также с учетом маршрутизации пациентов;

7. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

8. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".

I

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

4

г. Кузнецк и Кузнецкий район

Каменский район

Мокшанский район

Колышлейский район

1. Предоставление служебного жилья для медицинских работников, прибывающих в муниципальные образования в полностью готовом виде для заселения (чистое, отремонтированное).

2. Определение четкого количества предоставляемого жилья в муниципальных образованиях (на весь период реализации программы 2020 - 2024).

3. Обеспечение регулярных дополнительных компенсационных выплат для медицинских сотрудников, прибывающих в территории.

4. Обеспечение адресной поддержки медицинских сотрудников (приоритетное право приема детей в дошкольные образовательные учреждения, содействие местной администрации в вопросах бытового характера, предоставление билетов на общественно-культурные события и организация трансфера в областной центр на регулярной основе).

5. Постоянный мониторинг движения кадров и принятие мер в ситуации оттока кадров с территории.

6. Жесткий и постоянный контроль Департамента здравоохранения Пензенской области программных мероприятий с целью устранения дефицита и улучшения показателей укомплектованности кадров.

7. Включение в KPI вопрос кадровой обеспеченности сферы здравоохранения для руководителя органа местного самоуправления.

8. Реализация региональных планов мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленных на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%;

9. Делегирование отдельных функциональных обязанностей врачей среднему медицинскому персоналу. Внедрение новых моделей деятельности. Внедрение новых моделей деятельности;

10. Повышение престижа профессии врача и среднего медицинского работника;

11. Расширение мер социальной поддержки за счет бюджетных ассигнований бюджета Пензенской области, в т.ч. обеспечение жильем, единовременные выплаты при заключении трудового договора, безвозмездное предоставление земельных участков для строительства жилья, компенсации расходов на оплату жилья, внеочередное предоставление места в дошкольных образовательных организациях;

12. Реализация программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер".


2) Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Пензенской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Пензенской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Пензенской области; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Пензенской области на протяжении последних 5 лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются:


- особенности половозрастного состава населения;


- уровень и структура заболеваемости населения;


- уровень и структура смертности населения;


- географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, в целом соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с ФГБУ ЦНИИОИЗ Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения (общая потребность 424 человек, из них, врачей-кардиологов - 28, врачей-онкологов - 18, врачей-неврологов - 24, врачей-оториноларингологов - 9, врачей-педиатров участковых - 37, врачей-терапевтов участковых - 13, врачей общей практики (семейные) - 112, врачей-инфекционистов - 13, врач-офтальмологов - 24,) и врачей скорой медицинской помощи - 46 человек. Сложившееся положение приводит к значительному превышению нагрузки на врачей по сравнению с нормативными (врачи онкологи, оториноларингологи, педиатры участковые, терапевты участковые, общей практики (семейные), инфекционисты), а некоторых случаях нагрузка на 1 должность не дотягивает до норматива (дерматовенерологи, акушеры-гинекологи).


Потребность в среднем медицинском персонале по расчетам отсутствует.


Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно: