Перечень ведущих крупных предприятий торговли в Курской области по состоянию на 01.07.2020
N п/п | Наименование предприятия | Количество магазинов в Курской области, шт. | Число занятых, чел. |
1 | ООО "Европа" (торговая сеть Европа") | 26 | 2200 |
2 | АО "Тандер" (торговая сеть "Магнит") | 198 | 2103 |
3 | ООО "Агроторг" (торговая сеть "Пятерочка") | 166 | 1890 |
4 | АО "ТД "Перекресток" (торговая сеть "Перекресток") | 2 | 60 |
5 | АО "Корпорация "ГРИНН" (торговая сеть "Линия") | 6 | 2251 |
6 | ООО "Альфа Рязань", ООО "Альфа Владимир", ООО "Бета-М" (торговая сеть "Красное и белое") | 146 | 1012 |
В течение ряда лет индексы физического объема оборота розничной торговли опережали среднероссийские значения.
В 2019 году оборот розничной торговли составил 228,7 млрд. рублей с темпом роста 101,8%.
В структуре оборота розничной торговли крупные организации занимают 41,6%; субъекты среднего предпринимательства - 0,3%; малые предприятия - 19,8%; индивидуальные предприниматели - 29,8% продажа товаров на розничных рынках - 8,5%.
В 2019 году в структуре оборота розничной торговли доля непродовольственных товаров составила 51,6% (в 2018 году - 52,4%).
В целях развития ярмарочной торговли на территории Курской области организовано 60 постоянно действующих ярмарочных площадок, ежегодно проводится свыше 350 различных ярмарок, в том числе 30 межрегиональных ярмарок.
Среди факторов, влияющих на эффективное функционирование потребительского рынка, выделяются следующие:
при достаточно высокой обеспеченности населения площадью торговых объектов имеет место неравномерность размещения торговых объектов в муниципальных образованиях. Сохраняется значительная дифференциация по уровню развития торговли и обеспечению торговыми площадями сельского и городского населения. Отдаленные и труднодоступные территории зачастую характеризуются дефицитом торговых площадей;
недостаточный уровень современной инфраструктуры розничной торговли в муниципальных районах Курской области;
укрупнение предприятий торговли: более активное развитие торговых сетей, крупных многофункциональных торговых центров при замедлении развития мелкорозничных и других торговых объектов;
в условиях импортозамещения актуально развитие фирменной торговли курских предприятий-производителей и обеспечение увеличения доли присутствия товаров местного производства на полках сетевых магазинов розничной торговли, особенно в федеральных торговых сетях;
требуют решения проблемы повышения качества и безопасности продовольствия, борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией, в том числе и алкогольной, попадающей на потребительский рынок Курской области;
остается актуальным процесс совершенствования товаропроводящей сети и развития логистики товародвижения.
Предпринимательство. На конец 2018 года в Курской области насчитывалось 11,9 тыс. малых предприятий, включая микропредприятия. Наибольшее количество малых предприятий приходится на торговлю - 35,3%, строительство - 12,6%, обрабатывающие производства - 9,5%, операции с недвижимостью - 7,5%. Число малых предприятий по отношению к численности населения Курской области в 2018 году составило 10,7 предприятий на 1000 жителей.