Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 4 мая 2023 года)



Рисунок 1. Административно-территориальное деление Курской области


Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС.


Основные характеристики 28 муниципальных районов и 5 городских округов представлены в приложении N 1.


Транспортная инфраструктура. Курская область имеет развитую базовую транспортную инфраструктуру. Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием Курской области составляет 376 км на тыс. кв. км. По территории региона проходят железнодорожные, трубопроводные и автомобильные магистрали. В регионе расположен международный аэропорт. Через территорию области проходят 6 магистральных газопроводов и два нефтепровода.


На 01.01.2020 общая протяженность сети автомобильных дорог, проходящих по территории Курской области, составляет 17428,5 км, в том числе:


магистральные автомобильные дороги, имеющие федеральное значение (данные федеральные трассы соединяют Московский регион соответственно с западными и южными регионами России и играют важную роль в транспортном каркасе России, обеспечивая в том числе геополитические функции): М-2 "Крым" Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - граница с Украиной; М-3 "Украина" от Москвы через Калугу, Брянск, до границы с Украиной; а также федеральные дороги: Тросна - Калиновка А-142, Е-381, Р-298, "Курск - Воронеж" - Р-22, "Каспий" общей протяженностью - 417,1 км;


автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения - 6585,7 км;


автомобильные дороги общего пользования местного значения - 10425,7 км.


В Курской области проходят важные железнодорожные магистрали (длина железнодорожной сети региона 1544 км): "Москва - Тула - Орел - Курск - Белгород - Харьков (Украина)", "Москва - Касторная - Донбасс" (от нее отходит линия на Липецк), "Брянск - Льгов - Харьков", "Воронеж - Киев". Крупнейшими железнодорожными узлами являются Курск, Льгов, Касторное. По плотности железных дорог Курская область является одним из регионов-лидеров в России.


Перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении по территории Курской области осуществляют две пригородные пассажирские компании: АО "Центральная ППК" на полигоне Московской железной дороги и АО "ППК "Черноземье" на полигоне Юго-Восточной железной дороги, с которыми, начиная с 2011 года, органами исполнительной власти Курской области ежегодно заключаются договоры на организацию транспортного обслуживания населения и на перевозку льготных категорий граждан, а также соглашения на перевозку обучающихся и детей в возрасте 5 - 7 лет.


(в ред. Закона Курской области от 23.12.2022 N 169-ЗКО)


В настоящее время пригородное железнодорожное сообщение по территории Курской агломерации охватывает основные ядра Курской агломерации: г. Курск, г. Курчатов, г. Щигры, а также проходит через Курский, Курчатовский, Октябрьский, Щигровский и Золотухинский районы Курской агломерации.


Развитие пригородного железнодорожного транспорта на территории Курской области осуществляется путем замены устаревшего подвижного состава на новый комфортабельный подвижной состав.


На 2020 год с компаниями заключены аналогичные договоры и соглашения, согласованы размеры движения и составность пригородных поездов. По территории Курской области курсируют 54 пригородных поезда (38 - на полигоне Московской железной дороги, 16 - на полигоне Юго-Восточной железной дороги).


Возмещение выпадающих доходов от предоставления льготного проезда в пригородном железнодорожном транспорте отдельным категориям граждан, обучающимся, детям в возрасте 5 - 7 лет, а также от государственного регулирования тарифов осуществляется органами исполнительной власти Курской области ежемесячно в полном объеме (при предоставлении пригородными пассажирскими компаниями справок-расчетов за фактически предоставленные транспортные услуги).