Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 4 мая 2023 года)


3.1. Механизмы выявления и снижения барьеров для внешней торговли Курской области


В ходе внешнеторговой деятельности предприятия Курской области, планирующие или осуществляющие поставки продукции за рубеж, сталкиваются с барьерами, которые препятствуют ведению экспортной деятельности. Все барьеры можно разделить на внутренние, которые связаны с детальностью предприятий на территории Российской Федерации и не зависят напрямую от действий зарубежных стран, и внешние, которые, как правило, устанавливаются зарубежными странами и направлены на ограничение выхода иностранных производителей на свой рынок.


К числу внутренних барьеров, как правило, относятся следующие основные группы ограничений:


1) препятствия, затрудняющие инициацию экспортной деятельности, - нехватка финансирования для выхода на иностранные рынки, высокая стоимость капитала, недостаток информации о зарубежных рынках, слабые связи с потенциальными потребителями за рубежом. Такие барьеры являются фундаментальными препятствиями, ограничивающими потенциал роста числа предприятий-экспортеров, в основном в сфере малого и среднего бизнеса;


2) информационные барьеры - недостаток доступных сведений о ценовой, потребительской и конкурентной конъюнктурах на иностранных рынках. Низкая осведомленность о положении дел на зарубежных рынках также затрудняет выбор оптимальных партнеров, что может привести к падению эффективности экспортной торговли;


3) макроэкономические ограничения - недостаточное развитие транспортно-логистической и энергетической инфраструктуры, нехватка квалифицированных специалистов. Подобные препятствия способны существенно затруднить экспортную деятельность, из-за чего предприятия Курской области могут проигрывать конкурентную борьбу альтернативным поставщикам;


4) административные барьеры - неэффективная организация взаимодействия бизнеса и государственных структур по вопросам экспорта. Такие препятствия могут привести к потере отдельных конкурентных преимуществ региональных производителей по сравнению с российскими и зарубежными компаниями, или стать причиной отказа от поставок продукции за рубеж.


Внутренние барьеры для экспортной деятельности - первые препятствия, с которыми сталкиваются предприятия и организации при построении международных торговых связей, поэтому выявление и устранение таких барьеров является ключевой задачей при реализации стратегии развития экспорта Курской области.


Предприятия-экспортеры Курской области также могут столкнуться с препятствиями на внешних рынках, ограничивающими ведение торговли или осложняющими конкуренцию. Внешние барьеры можно разделить на следующие основные группы:


1) меры контроля над ценами - меры, применяемые страной для поддержания внутренних цен на определенные товары при более низких импортных ценах, установления внутренних цен на определенные товары или увеличения налоговых поступлений. Согласно статистике Российского экспортного центра, на эту группу приходится 24,6% всех препятствий, с которыми могут столкнуться российские экспортеры. Примерами таких барьеров являются установка минимальных цен для импортируемых товаров, сезонные пошлины на поставки сельскохозяйственной продукции из-за рубежа и акцизные сборы;


2) меры количественного контроля - меры, направленные на ограничение объема поставок товаров в страну из-за рубежа. Статистика Российского экспортного центра говорит о том, что на эту группу приходится 22,8% всех препятствий при поставках российской продукции за рубеж. К ограничениям такого рода, среди прочего, относятся неавтоматическое лицензирование импортной продукции, квоты на объем импорта и тарифные квоты на импорт;


3) технические барьеры в торговле - меры, касающиеся технических требований к товарам и процедур оценки соответствия импортной продукции техническим требованиям и нормам. Согласно статистике Российского экспортного центра, на эту группу приходится 19,9% всех препятствий, с которыми могут столкнуться российские экспортеры. Примерами таких барьеров являются установка особого порядка регистрации продукции и требования к упаковке, качеству или эксплуатационным характеристикам продукции;


4) меры санитарного контроля - ограничения, применяемые к импортным товарам для защиты жизни или здоровья граждан от вредных веществ в пище, болезней и вредителей. Согласно статистике Российского экспортного центра, на эту группу приходится 18% всех препятствий, выявленных при экспорте российской продукции. К ограничениям такого рода, среди прочего, относятся запрет на импорт из конкретной страны, требования о регистрации импортеров или дополнительной обработке продукции;


5) меры торговой защиты - меры, применяемые для нейтрализации определенного негативного воздействия импорта на рынок импортирующей страны, в т.ч. меры по противодействию недобросовестной внешнеторговой практике. Согласно статистике Российского экспортного центра, на эту группу приходится 9,6% всех препятствий. Примерами таких барьеров являются антидемпинговые и компенсационные пошлины на импортные товары (последние применяются нейтрализации воздействия субсидий других стран);


6) другие специфические меры, ограничивающие внешнюю торговлю. Примерами таких ограничений являются обязательная предотгрузочная инспекция импортной продукции (Нигерия), наличие эксклюзивного права на импорт у конкретных предприятий (Япония) и обязательное требование о привлечении национального транспортного перевозчика (Иран).