Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 4 мая 2023 года)


6.7. Региональные и муниципальные финансы


Задача - повышение эффективности перераспределения муниципальных средств с целью увеличения совокупного общественного богатства.


Основные мероприятия:


реализация мер региональными органами власти по дополнительному закреплению за местными бюджетами отчислений от федеральных и региональных налогов (в том числе по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), поступлений от уплаты штрафов за нарушение ПДД и др.) (примеры лучших практик - Владимирская область, где 100% транспортного налога передано на муниципальный уровень);


обеспечение передачи на местный уровень сверхплановых доходов по налоговым поступлениям по отдельным видам налогов пропорционально вкладу муниципальных образований в доходную часть, использование имеющихся областных резервов на муниципальном уровне с целью создания дополнительной системы стимулов у экономических агентов (мера соответствует лучшим мировым практикам и нацелена на децентрализацию и регионализм социально-экономической политики и направлена на повышение заинтересованности местных властей в развитии предпринимательства);


увеличение доли налогов, собираемых с предпринимателей и направляемых в муниципальные бюджеты, как фактор повышения заинтересованности местных властей в развитии предпринимательства;


поэтапное внедрение лучших мировых практик по перераспределению муниципальных средств с целью увеличения совокупного общественного богатства, в том числе следующих:


а) ограничение строительства автомагистралей в городской черте за счет тротуаров и зеленых насаждений, ограничение строительства капиталоемких надземных и подземных переходов, дорогостоящих развязок, косвенно способствующего развитию личного автомобильного транспорта, снижающего качество жизни в городе и требующего возрастающих затрат на содержание инфраструктуры (мировой опыт свидетельствует о невозможности решения проблемы дорожных заторов за счет строительства новых дорог из-за ограниченности городского пространства); приоритетное финансирование систем общественного транспорта как единственного способа решения транспортных проблем;


б) создание условий для изменения подходов к жилой застройке с целью стимулирования застройщиков строить объекты социальной инфраструктуры, общественного транспорта, кварталы с торговыми улицами и первыми этажами для бизнеса, способствующее развитию предпринимательства и косвенному росту объемов собираемости налогов, в том числе за счет послаблений в части обеспечения парковочными местами и другими устаревшими требованиями и стандартами (лучшая мировая практика - частные трамвайные линии как социальная нагрузка для застройщиков при строительстве жилых комплексов);


в) выход с инициативой об увеличении доли налогов, собираемых с предпринимателей и направляемых в муниципальные бюджеты, - как фактор повышения заинтересованности местных властей в развитии предпринимательства и росте доходов муниципальных бюджетов;


г) поэтапное внедрение платности отдельных ограниченных городских ресурсов, прежде всего, земельных, в том числе поэтапное расширение платного парковочного пространства;


повышение эффективности сбора налогов с юридических и физических лиц, регистрация самозанятых лиц, информирование населения о различных вариантах уплаты налогов с коммерческой деятельности (использование патентов, упрощенной схемы через налог на доходы физических лиц и пр.);


расширение сферы применения патентной системы налогообложения в целях вывода предпринимателей из "тени";


содействие реализации программ социальной ответственности бизнеса, создание переговорных площадок и ассоциаций по созданию стимулов и условий для реализации бизнесом социально значимых проектов, с одной стороны, и благоприятных условий местными органами власти - с другой (пример: благоустройство силами предприятий с установкой рекламных конструкций, установка инсталляций или архитектурных объектов предприятиями, которые могут стать точками притяжения, именной общественный транспорт, субсидирование поездок пожилых на общественном транспорте (бесплатный проезд в ряде городов мира за счет социально ответственного бизнеса) и др.);


внедрение лучших современных практик в области поддержки и стимулирования смежных сфер, оказывающих прямое развитие на развитие малого и среднего предпринимательства и рост налогооблагаемой базы (пример лучшей практики: реализация концепции пешеходного города, расширение тротуаров и создание транспортно-пересадочных узлов способствует кратному росту трафика, это приводит к росту спроса и оборотов предприятий малого и среднего предпринимательства, оживлению городских улиц и росту собираемости налогов, опыт Лондона и Москвы свидетельствует о практически двукратном росте оборота сферы торговли и услуг; реализация программ торговых первых этажей зданий, квартальной застройки, создания многофункциональных кварталов, общественных пространств и общественного транспорта вместо обязательств по парковкам - увеличивает стоимость коммерческих и жилых помещений, экономит транспортные издержки, что приводит к значительным положительным внешним эффектам как для бизнеса, так и для городского бюджета).