Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2030 года (с изменениями на 2 ноября 2024 года)




Рисунок 1. Стратегические альтернативы и сценарии развития


Источник: составлено Центром стратегий регионального развития РАНХиГС.


Предполагается возможность реализации четырех сценариев развития в зависимости от выбора одной из приведенных выше пар альтернатив:


инерционный сценарий ("экономический рост любой ценой");


консервативный сценарий ("современный капитализм");


базовый сценарий ("социальное развитие");


целевой сценарий ("устойчивое развитие").


Инерционный сценарий ("экономический рост любой ценой") не рассматривается в Стратегии, поскольку не требует реализации каких-либо значимых мер региональной политики, а предполагает отдельные корректировки инструментов социально-экономической политики региона в соответствии с федеральными тенденциями в России.


Консервативный сценарий ("современный капитализм") развития предполагает инерционное развитие социально-экономической сферы Курской области, основные макроэкономические параметры развития региона будут меняться постепенно под влиянием внешних макроэкономических трендов. Внутренние факторы развития и меры региональных властей будут направлены на нивелирование негативных внешних эффектов, в том числе проявляемых за счет нестабильной макроэкономической конъюнктуры в России и зарубежных странах.


Консервативный сценарий является сценарием жестких ресурсных ограничений, в первую очередь бюджетных. Практически весь "бюджет развития" региона будет направлен на реализацию мер Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", а также выполнение социальных обязательств. Ресурсные ограничения до 2030 года не преодолеваются.


Значимого ускорения темпов экономического роста не предполагается, в целом динамика валового регионального продукта и инвестиционной активности предполагается на среднероссийском уровне или несколько ниже его. Отраслевая структура экономики значимым образом не меняется, внедрение новых технологий происходит прежними темпами. По уровню инвестиционной привлекательности регион до 2030 года будет занимать 30 - 40 места в России.


Уровень рождаемости будет зависеть скорее от федеральных инициатив в области социальных льгот и субсидий за второго и последующего детей, а также помощи малоимущим семьям. Смертность будет постепенно снижаться за счет развития медицины в целом в России, внедрения новых стандартов и цифровых технологий. Рост миграционного прироста населения последних лет сменится стабильностью. Тренды моноцентричности области продолжатся, доля городского округа Курска в областной экономике падать не будет.


Базовый сценарий развития ("социальное развитие") предполагает решение отдельных приоритетных социально-экономических задач за счет реализации передовых социальных, промышленных и технологических мер. Данный сценарий является сценарием умеренных ресурсных ограничений, будут осуществлены необходимые меры, направленные на преодоление ресурсных ограничений.


При реализации базового сценария предполагается решение большинства инфраструктурных проблем региона до конца 2020-х гг. при условии наличия отдельных мер федеральной поддержки, в том числе на условиях софинансирования со стороны регионального бюджета.


Ключевой точкой роста экономики Курской области станет малое и среднее предпринимательство. Его поддержка будет осуществляться как со стороны регионального бюджета, так и со стороны федерального, включая приоритетный национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", предусмотренный Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Планируется активная поддержка сельского хозяйства и некоммерческих организаций в социальной сфере.