В соответствии со статьей 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период" администрация Костромской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года.
2. Признать утратившим силу постановление администрации Костромской области от 15 ноября 2016 года N 434-а "О прогнозе социально-экономического развития Костромской области на период до 2030 года".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Прогноз социально-экономического развития Костромской области на период до 2035 года (далее - Прогноз) разработан в соответствии с пунктом 7 статьи 173 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Костромской области от 22 сентября 2015 года N 318-а "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Костромской области на долгосрочный период", прогнозом социально-экономического развития Костромской области на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.
Доля Костромской области в общероссийском объеме валового регионального продукта (далее - ВРП) составляет 0,2%.
С 2013 года объем ВРП Костромской области в сопоставимых ценах увеличился с 139,0 млрд. рублей до 180,3 млрд. рублей (+29,7%) (2018 год - 2-я оценка Росстата).
Развитие Костромской области происходило неравномерно. Кризисные явления 2009 года губительно отразились на экономике региона. Спад ВРП - один из самых глубоких среди субъектов ЦФО - составил 9,8% к уровню 2008 года (ниже только в г. Москве). Экономика региона смогла восстановиться лишь в 2012 году.
В 2012-2013 годах позитивная динамика ВРП (прирост на 4,1% и 2,3% в сопоставимых ценах к предыдущему году соответственно) обеспечила области 10 и 11 места по темпам роста ВРП среди регионов ЦФО, 35 и 36 места в целом по России. В 2014 году ВРП в сопоставимых ценах увеличился на 0,4% к уровню 2013 года, что обеспечило области 13 место в ЦФО и 61 место в России.
За период 2014-2019 годов в структуре производства ВРП особых изменений не произошло. Кризисное явление 2015-2016 годов отрицательно отразилось на экономике региона. Спад ВРП в 2015 году составил 3,7%, а в 2016 году - 5,5% к уровню 2013 года.
В 2020 году распространение новой коронавирусной инфекции оказало негативное влияние на экономику Костромской области. Исходя из сценарных условий и оценки текущей ситуации по Костромской области, на 2020 год прогнозируется снижение индексов физического объема: ВРП на 4,9%, объемов промышленного производства на 8,5% (за счет снижения: в обрабатывающей промышленности - на 6,1%, ювелирной промышленности - на 30%, энергетической отрасли - на 18%), розничной торговли - на 2%, платных услуг населению - на 6,5%.
По объему ВРП на душу населения область занимала в 2018 году 64 место в целом по Российской Федерации и 15 место среди регионов ЦФО, опережая Брянскую и Ивановскую области.
Невысокий уровень экономического развития региона объясняется структурой экономики:
высокая доля сельского и лесного хозяйства - 6,8% (в среднем по Российской Федерации - 4,6%, в ЦФО - 3,0%);
низкая доля оптовой и розничной торговли - 15% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 16,7%, в ЦФО - 25,1%) и рыночных и нерыночных услуг (доля по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг - 6,5% ВРП (в среднем по Российской Федерации - 6,5%, в ЦФО - 9,3%);
в связи с низкой плотностью населения и обширной территорией высокая доля сфер государственного управления и обеспечения военной безопасности, социального страхования, здравоохранения и образования 20,6% (в среднем по Российской Федерации - 14,2%, в ЦФО - 13,6%).
Промышленность занимает доминирующие позиции в экономике Костромской области (формирует 33% ВРП), поэтому темпы развития промышленности являются определяющими для темпов развития экономики региона в целом.
В 2018 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах сократился на 2,9% к уровню 2017 года по причине снижения производства электроэнергии на 14,1% в соответствии с диспетчерским графиком нагрузки Костромской ГРЭС, утвержденным АО "Интер РАО - Электрогенерация".
В 2019 году объем промышленного производства в сопоставимых ценах увеличился на 8,2% к уровню 2018 года за счет увеличения производства электроэнергии, пищевых продуктов, напитков, одежды, изделий из бумаги и картона, строительных материалов, химических веществ, готовых металлических изделий, электрического оборудования, машин и оборудования, автотранспортных средств, металлургического производства.
Отличительной особенностью отраслевой структуры промышленности региона является высокий удельный вес электроэнергетики, деревообработки, ювелирного производства.
Костромская область сохраняет лидирующие позиции в производстве (от общего объема по Российской Федерации): отдельных видов ювелирных изделий - 64%, труб, используемых для бурения нефтяных или газовых скважин, - 17%, фанеры - 10%.
В области реализуется план по импортозамещению, предусматривающий меры по снижению импортозависимости регионального промышленного производства и развитию экспортного потенциала.
За период с 2017 по 2019 годы в экономику региона инвестировано более 70 млрд. рублей. Основной объем инвестиций по итогам 2019 года приходится на обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, транспортную сферу, деятельность в области здравоохранения, образование, деятельность в области информации и связи.
В 2019 году объем инвестиций в основной капитал составил 26,2 млрд. рублей, что в сопоставимой оценке на 10,0% превышает уровень 2018 года.
В 2017-2019 годах в регионе введено в эксплуатацию 718,9 тыс. кв. м общей площади жилья. В результате обеспеченность населения жилыми помещениями возросла с 27,4 кв. м на 1 жителя в 2017 году до 28,4 кв. м в 2019 году при среднероссийском показателе 26,3 кв. м, по ЦФО - 27,5 кв. м.
Объемы производства сельскохозяйственной продукции за 2017-2019 годы в целом по области снизились на 7,6% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на 1,4%, в хозяйствах населения - на 16,3%. Рост производства сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских) хозяйствах (на 2,5% к 2016 году) позволил увеличить их долю в сельскохозяйственном производстве региона с 3,3% в 2017 году до 3,7% в 2019 году. Доля производства сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями сократилась с 56,8% в 2017 году до 54,1% в 2019 году при увеличении доли хозяйств населения с 39,9% до 42,2% за тот же период.
Отрицательная динамика сельскохозяйственного производства связана со старением сельского населения, финансовым положением сельскохозяйственных организаций.
В 2017-2019 годах отмечен ежегодный рост объемов розничного товарооборота. Суммарно за данный период оборот розничной торговли увеличился на 4,2%. В структуре розничной торговли по итогам 2019 года доля продовольственных товаров составила 48,5%, непродовольственных товаров - 51,5%.
Среднегодовая численность постоянного населения Костромской области в 2019 году по сравнению с 2017 годом сократилась на 1,6%, или на 10,4 тыс. человек, и составила 635,3 тыс. человек. Основным фактором сокращения численности населения является естественная убыль населения за счет превышения смертности над рождаемостью. Смертность снизилась с 14,9 умерших на 1 000 человек населения в 2017 году до 14,7 умерших на 1 000 человек населения в 2019 году, в то же время уровень рождаемости сократился с 10,7 родившихся на 1 000 человек населения в 2017 году до 9,1 родившихся на 1 000 человек населения в 2019 году.
Среднемесячная заработная плата работников организаций области в 2019 году выросла по сравнению с 2017 годом на 28,0% и составила 31 421,1 рублей. В социальной сфере рост заработной платы обусловлен исполнением целевых показателей повышения оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы в соответствии с "майскими" указами Президента Российской Федерации. За период с 2017 по 2019 годы средняя заработная плата в сферах образования, здравоохранения и культуры увеличилась в 1,3 раза. В реальном секторе экономики за указанный период рост заработной платы в обрабатывающих производствах составил 27,8%, транспорте - 17,7%, строительстве - 16,3%.
Показатели Прогноза разработаны в двух вариантах, отражающих возможные условия социально-экономического развития области, и приведены в приложении N 1 к настоящему Прогнозу.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза предполагает консервативные оценки темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий функционирования экономики Костромской области. Данный вариант предполагает сохранение инерционных трендов в экономике, сложившихся в последний период.
Основные параметры консервативного варианта:
сдержанный рост производства продукции и услуг во всех отраслях экономики;
сохранение существующей экономической модели с доминированием отраслей промежуточного спроса, зависимых от спроса и цен на мировых рынках лесоматериалов, а также энергетики;
недостаточное развитие человеческого капитала, инновационного потенциала трудовых ресурсов, недостаток технологий и ограниченные возможности их применения;
отставание в развитии технологичных и высокотехнологичных видов производств, отраслей, ориентированных на выпуск конечной продукции с высокой добавленной стоимостью;
ограниченное финансирование государственных программ;
сокращение численности населения за счет усугубления негативных диспропорций в демографической сфере;
старение фондов, невозможность модернизационных преобразований.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики Костромской области в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный вариант предполагает осуществление мер, направленных на преодоление ресурсных ограничений. Преимущественно реализуются проекты с низким риском реализации в прогнозируемые сроки.
Основные параметры базового варианта:
ускорение темпов развития экономики за счет реализации имеющихся и потенциальных преимуществ, благоприятного инвестиционного климата;
поддержание устойчивой динамики промышленного роста, сохранение потенциала агропромышленного комплекса;
опережающий рост технологичных и высокотехнологичных отраслей, ориентированных на выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;
развитие производств конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью;
упрочнение и расширение конкурентных преимуществ существующих отраслей и предприятий, формирование новых конкурентоспособных видов бизнеса;