ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 декабря 2020 года N 663-П


О государственной программе Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"

(с изменениями на 28 марта 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 09.03.2021 N 66-П, от 06.10.2021 N 474-П, от 31.01.2022 N 41-П, от 30.09.2022 N 537-П, от 15.02.2023 N 116-П, от 23.01.2024 N 24-П, от 28.03.2024 N 215-П)




Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области".


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.


3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 года.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 9 декабря 2020 г. N 663-П



Государственная программа Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области"

(в ред. Постановления Правительства Челябинской области от 28.03.2024 N 215-П)




Раздел I. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН (ТАРИФОВ) НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Оценка текущего состояния сферы регулирования цен (тарифов) в Челябинской области.


Государственная программа направлена на решение приоритетных задач, определенных прогнозом социально-экономического развития Челябинской области до 2030 года.


Основными направлениями, характеризующими государственное регулирование цен (тарифов) на территории Челябинской области, являются:


осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области;


реализация дорожных карт по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации;


соблюдение баланса экономических интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию посредством:


1) обеспечения высокого уровня качества и обоснованности принимаемых решений по определению (установлению) цен (тарифов, надбавок, стоимости) на регулируемые виды продукции, товаров и услуг;


2) повышения эффективности государственного контроля в области регулируемых цен (тарифов, надбавок, стоимости) в части определения (установления) и применения;


3) обеспечения прозрачности принимаемых решений при установлении цен (тарифов, надбавок) на регулируемые виды продукции, товаров и услуг.


В целях предотвращения нарушений электроснабжения, организации безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики, организации ликвидации последствий нарушения электроснабжения в Челябинской области создан и функционирует штаб по обеспечению безопасности электроснабжения потребителей электрической энергии Челябинской области. На заседаниях штаба рассматриваются вопросы текущего функционирования электроэнергетики, подготовки к осенне-зимнему, паводковому и пожароопасному периодам и иные текущие вопросы.


Одним из целевых ориентиров электросетевого комплекса является снижение количества территориальных сетевых организаций на 50 процентов к 2030 году относительно уровня 2017 года. Так, количество территориальных сетевых организаций Челябинской области в 2017 году составило 56 организаций. На 2024 год критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям соответствует 23 организации.


В целях оптимизации процесса технологического присоединения предельное количество этапов, необходимых для технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, в 2023 году составило 3 и должно сохраниться на данном уровне для 2030 года.


Работа Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее - Министерство) в части государственного регулирования цен (тарифов) связана, в том числе, с реализацией мер социальной поддержки населения по ограничению роста платежей граждан за коммунальные услуги.


Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 г. N 2053 были установлены особенности тарифного регулирования на 2023 год. Таким образом, тарифы, установленные на 2023 год и введенные с 1 декабря 2022 года без календарной разбивки, не изменялись в 2023 году.


Одновременно для всех регионов предусмотрен единый уровень изменения размера платы граждан с 1 декабря 2022 года - 9 процентов.


При этом изменения тарифов для каждой ресурсоснабжающей организации должны учитывать экономически обоснованные факторы роста: инфляцию, рост стоимости энергоносителей - газа, электрической энергии на оптовом рынке, металлопродукции, материалов.


Для ограничения роста платы граждан ежегодно Министерством утверждаются льготные тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, обеспечивающие рост платы граждан за коммунальные услуги на уровне, установленном Правительством Российской Федерации. За счет установления льготного тарифа на тепловую энергию для населения будет обеспечен совокупный рост платежа с 01.07.2024 г. на уровне не выше 9 процентов.


Выпадающие доходы от применения льготных тарифов компенсируются теплоснабжающим организациям из областного бюджета. За счет средств бюджета Челябинской области в 2023 году выплачены субсидии, позволяющие ограничить гражданам рост коммунальных платежей, в сумме 5546,779 млн руб. На 2024 год сумма субсидий теплоснабжающим организациям, планируемая к выплате, составила 7915,454 млн руб.


Доля ресурсоснабжающих организаций, которым предоставлена субсидия от общего количества ресурсоснабжающих организаций, подавших заявку в 2023 году, составила 100 процентов. К 2030 году показатель должен сохраниться на уровне 100 процентов.


По Челябинской области рост платежей граждан в 2023 году по сравнению с ноябрем 2022 года составил в среднем 9 процентов, в том числе:


- за электрическую энергию - 8,9 %;


- за отопление - 6,2 %;


- за горячее водоснабжение - 8,0 %;


- за холодное водоснабжение - 9,5 %;


- за водоотведение - 11,3 %;


- за газ - 8,5 %;


- за обращение с ТКО - 9,0 %.


Размер тарифов, введенных с 1 декабря 2022 года, не изменится до 1 июля 2024 года. Рост платежей граждан с 1 июля 2024 года утвержден для Челябинской области на уровне 11,2 процента. Отношение максимального размера вносимой гражданином платы за коммунальные услуги к размеру вносимой этим гражданином платы за коммунальные услуги в декабре предыдущего календарного года к 2030 году составит не более 4 процентов.


Наличие в государственной программе Челябинской области "Осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на территории Челябинской области" (далее - государственная программа) мероприятий, направленных на совершенствование тарифного регулирования, связаны с установлением (корректировкой) цен (тарифов) и осуществлением контроля по вопросам их применения.


По результатам деятельности Министерства в 2023 году в отношении 100 % организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, приняты тарифные решения, подлежащие ежегодному пересмотру. Ожидаемое значение к 2030 году сохранится на уровне 2023 года.


Постановления Министерства об административных правонарушениях по делам о нарушениях в сфере ценообразования, соблюдению стандартов раскрытия информации, принятые в 2023 году, не оспорены и не отменены в судебном порядке. К 2030 году планируется сохранение практики на уровне 2023 года.


Государственная программа направлена на достижение баланса интересов производителей и потребителей товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.


Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, решает вопросы доступности для потребителей товаров (работ, услуг). В итоге это будет способствовать повышению доступности услуг жилищно-коммунального хозяйства для 100 процентов населения к 2030 году, а также повышению качества таких услуг к 2030 году не менее чем для 50 процентов населения.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере регулирования цен (тарифов) в Челябинской области.


Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены:


Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента РФ N 474);


Постановлениями Правительства Российской Федерации:


от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике";


от 22.10.2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения";


от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения";


от 30.04.2014 г. N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации";


Постановлением Губернатора Челябинской области от 15.12.2023 г. N 309 "О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Челябинской области на 2024 - 2028 годы";


Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31.01.2019 г. N 1748 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 год" (далее именуется - Стратегия 2035).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»