Таблица N 18
Группа | Количество муниципальных образований | Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала |
IV группа Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация | 1 Белевский район | 1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов. 2. Оценка штатного расписания ГУЗ "Белевская центральная районная больница" и приведение его в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров. 5. Внедрение новой модели организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедецинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам. 7. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
III группа Средний КОМК - ситуация стабильная, на уровне показателей по региону | 4 Богородицкий район Город Ефремов Куркинский район Тепло-Огаревский район | 1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров. 2. Внедрение новой модели организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи. 3. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности. 4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 5. Оценка штатных расписаний с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи. 6. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам. 7. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766) | ||
II группа Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей | 14 Город Донской Город Новомосковск Арсеньевский район Воловский район Дубенский район Заокский район Каменский район Киреевский район Город Тула Одоевский район Плавский район Узловский район Чернский район Ясногорский район | 1. Восполнение кадрового дефицита медицинских кадров. 2. Реализация регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленного на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 3. Привлечение в отрасль молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации. 4. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности. 5. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций и приведение их в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи. 7. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам. 8. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766) | ||
I группа Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей | 6 Город Тула Город Алексин Веневский район Кимовский район Суворовский район Щекинский район | 1. Принятие мер по ликвидации кадрового дефицита медицинских работников. 2. Адресная поддержка специалистов, направляемых в медицинские организации. 3. Постоянный мониторинг движения медицинских кадров. 4. Реализация регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленного на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%. 5. Жесткий контроль министерства здравоохранения Тульской области по реализации планов по устранению дефицита кадров. 6. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности. 7. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника. 8. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам. 9. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер" |
(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766) |
2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области; проведение организационно-штатных мероприятий.
Здравоохранение Тульской области на протяжении последних 10 лет характеризуется кадровым дефицитом.
Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются: особенности половозрастного состава населения; уровень и структура заболеваемости населения; уровень и структура смертности населения; географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.
Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, соответствуют федеральным нормативам.
Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.
Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 4587 человек, из них, врачей-онкологов - 77, врачей-оториноларингологов - 80, врачей-педиатров - 144, врачей-педиатров участковых - 243, врачей-терапевтов-участковых - 504, врачей общей практики (семейные) - 95, врачей-инфекционистов - 56, врачей-дерматовенерологов - 88, врачей-психиатров - 111, врачей-травматологов-ортопедов - 112, врачей-фтизиатров - 53, врачей-патологоанатомов - 7, и врачей скорой медицинской помощи - 80 человек.
Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 11760 специалистов с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 795 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 509 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 245 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 96 человек.
Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:
неравномерная концентрация медицинских работников в городах и дефицит их в сельской местности;
профицит кадров в стационарных учреждениях (профицит составляет 52 врача и 532 специалиста со средним медицинским образованием) и их дефицит в амбулаторно-поликлиническом звене (дефицит составляет 261 врач и 245 специалистов со средним медицинским образованием). Для снижения профицита кадров в стационарных учреждениях планируется разработка новых форм взаимодействия с амбулаторно-поликлиническим звеном;
между численностью врачей и среднего медицинского персонала (соотношение врачей к среднему медицинскому персоналу составляет 1 к 2,7);
между специалистами пенсионного возраста и молодыми специалистами - доля специалистов пенсионного возраста составляет 32,2%, доля молодых специалистов - 35,2%.