Действующий

Об утверждении региональной программы Тульской области "Модернизация первичного звена здравоохранения Тульской области" (с изменениями на 25 октября 2024 года)



Распределение муниципальных образований Тульской области по интегральному коэффициенту обеспеченности медицинскими кадрами



Таблица N 18

Группа

Количество муниципальных образований

Рекомендованные первоочередные мероприятия по улучшению (стабилизации) кадрового потенциала

IV группа

Высокий КОМК - стабильная кадровая ситуация

1

Белевский район

1. Планирование необходимой численности и структуры кадров с учетом мероприятий по улучшению доступности медицинской помощи и маршрутизации пациентов.

2. Оценка штатного расписания ГУЗ "Белевская центральная районная больница" и приведение его в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

3. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

4. Повышение качества подготовки и уровня квалификации медицинских кадров.

5. Внедрение новой модели организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедецинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам.

7. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

III группа

Средний КОМК - ситуация стабильная, на уровне показателей по региону

4

Богородицкий район

Город Ефремов

Куркинский район

Тепло-Огаревский район

1. Плановая работа по сокращению дефицита медицинских кадров.

2. Внедрение новой модели организации медицинской помощи. Перераспределение обязанностей между врачом и медицинской сестрой, немедицинским персоналом с целью увеличения доступности врачебной помощи.

3. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности.

4. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

5. Оценка штатных расписаний с учетом нормативных документов и потребности населения в оказании медицинской помощи.

6. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам.

7. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766)

II группа

Низкий КОМК - отрицательная, наличие дефицита кадров. Возможен риск недостижения целевых показателей

14

Город Донской

Город Новомосковск

Арсеньевский район

Воловский район

Дубенский район

Заокский район

Каменский район

Киреевский район

Город Тула

Одоевский район

Плавский район

Узловский район

Чернский район

Ясногорский район

1. Восполнение кадрового дефицита медицинских кадров.

2. Реализация регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленного на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

3. Привлечение в отрасль молодых специалистов. Организация адресной поддержки специалистов, направляемых в медицинские организации.

4. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности.

5. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

6. Анализ штатных расписаний медицинских организаций и приведение их в соответствие с потребностью в медицинских специалистах, исходя из планирования сети и видов оказания медицинской помощи.

7. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам.

8. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766)

I группа

Крайне низкий КОМК - отрицательная кадровая ситуация, наличие постоянного дефицита кадров. Высокий риск недостижения целевых показателей

6

Город Тула

Город Алексин

Веневский район

Кимовский район

Суворовский район

Щекинский район

1. Принятие мер по ликвидации кадрового дефицита медицинских работников.

2. Адресная поддержка специалистов, направляемых в медицинские организации.

3. Постоянный мониторинг движения медицинских кадров.

4. Реализация регионального плана мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда работников, направленного на увеличение доли выплат по окладам в структуре заработной платы до 55 - 60%.

5. Жесткий контроль министерства здравоохранения Тульской области по реализации планов по устранению дефицита кадров.

6. Расширение функциональных обязанностей медицинских сестер. Внедрение новых моделей деятельности.

7. Повышение престижа врача и среднего медицинского работника.

8. Расширение мер социальной поддержки, в том числе предоставление жилья медицинским работникам.

9. Расширение программ "Земский доктор" и "Земский фельдшер"

(в ред. Постановления Правительства Тульской области от 15.12.2023 N 766)


2. Управление штатным расписанием - формирование с учетом нормативов на основании численности прикрепленного населения, географии населенного пункта; нормативов, закрепленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; структуры заболеваемости, маршрутизации пациентов, реальной нагрузки на врачей. Мероприятие состоит из анализа организационной и штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области; корректировки организационной и штатной численности медицинских работников с учетом региональных особенностей (коэффициент геолокации); согласования с Минздравом России организационной и штатной численности медицинских работников и коэффициент геолокации; принятие нормативного правового акта, определяющего организационную и штатную численность медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области, разработка плана мероприятий по изменению штатной численности медицинских работников в государственных медицинских организациях Тульской области; проведение организационно-штатных мероприятий.


Здравоохранение Тульской области на протяжении последних 10 лет характеризуется кадровым дефицитом.


Ресурсная обеспеченность населения в сфере здравоохранения рассчитывается с учетом нормативов объемов медицинской помощи в расчете на одного жителя (одно застрахованное лицо), установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.


При определении объемов оказания медицинской помощи учитываются: особенности половозрастного состава населения; уровень и структура заболеваемости населения; уровень и структура смертности населения; географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций.


Несмотря на сложившийся кадровый дефицит, объемы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, сбалансированы, соответствуют федеральным нормативам.


Штатные должности специалистов медицинских организаций устанавливаются медицинскими организациями на основании плановых объемов медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара, стационарных условиях, а также вне стационара структурными подразделениями скорой, в том числе специализированной медицинской помощи, с учетом порядков оказания медицинской помощи, рекомендуемого числа посещений на год на одну должность врача.


Совместно с Федеральным государственным бюджетным учреждением "Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения" Минздрава России была определена и согласована потребность во врачах и среднем медицинском персонале первичного звена здравоохранения на 2020 год (общая потребность на 2020 год - 4587 человек, из них, врачей-онкологов - 77, врачей-оториноларингологов - 80, врачей-педиатров - 144, врачей-педиатров участковых - 243, врачей-терапевтов-участковых - 504, врачей общей практики (семейные) - 95, врачей-инфекционистов - 56, врачей-дерматовенерологов - 88, врачей-психиатров - 111, врачей-травматологов-ортопедов - 112, врачей-фтизиатров - 53, врачей-патологоанатомов - 7, и врачей скорой медицинской помощи - 80 человек.


Потребность в среднем медицинском персонале на 2020 год составляет 11760 специалистов с учетом возрастной нагрузки, в частности: фельдшеры - 795 человек, медицинские сестры врачей-терапевтов участковых - 509 человек, медицинские сестры врачей-педиатров участковых - 245 человек, медицинские сестры врачей общей практики (семейной медицины) - 96 человек.


Помимо непосредственно дефицита кадров существуют кадровые диспропорции, а именно:


неравномерная концентрация медицинских работников в городах и дефицит их в сельской местности;


профицит кадров в стационарных учреждениях (профицит составляет 52 врача и 532 специалиста со средним медицинским образованием) и их дефицит в амбулаторно-поликлиническом звене (дефицит составляет 261 врач и 245 специалистов со средним медицинским образованием). Для снижения профицита кадров в стационарных учреждениях планируется разработка новых форм взаимодействия с амбулаторно-поликлиническим звеном;


между численностью врачей и среднего медицинского персонала (соотношение врачей к среднему медицинскому персоналу составляет 1 к 2,7);


между специалистами пенсионного возраста и молодыми специалистами - доля специалистов пенсионного возраста составляет 32,2%, доля молодых специалистов - 35,2%.