В ходе реализации Программы необходимо учитывать потенциально возможные риски, которые могут повлечь срыв программных мероприятий, что существенно снизит уровень конкурентоспособности регионального научно-технологического и инновационного сектора на внутренних и внешних рынках.
К основным рискам относятся:
макроэкономические риски - снижение темпов роста национальной экономики, валового регионального продукта, уровня инвестиционной активности и роста конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции. Они способны привести к затруднению реализации дополнительных объемов продукции, сырья и продовольствия местного производства и существенно ограничить внедрение инноваций в экономику;
финансовые риски - снижение объемов финансирования мероприятий Программы, в том числе со стороны республиканского бюджета Республики Мордовия, и сокращение объемов финансирования из внебюджетных источников. Минимизация этих рисков возможна обеспечением правильного расчета необходимых объемов средств республиканского бюджета Республики Мордовия и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников через институционализацию механизмов софинансирования;
правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы. Устранение риска возможно путем выработки предложений по совершенствованию региональных нормативных правовых актов, регламентирующих научно-технологическую и инновационную деятельность;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка организационной схемы и недостаточная подготовка управленческого потенциала. Реализация данного риска способна привести к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, низкому качеству реализации программных мероприятий на республиканском уровне. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы;
социальные риски, связанные с сопротивлением населения и профессиональной общественности осуществляемым изменениям, связанным с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемым в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов научно-технологического и инновационного развития региона, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы.
Кадровые риски связаны с несоответствием квалификации работников потребностям инновационной экономики и оттоком квалифицированных кадров в другие регионы.
Непредвиденные риски, связанные с природными и техногенными катастрофами, могут привести к концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катаклизмов.
Управление рисками должно осуществляться посредством создания эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей Программы; мониторинга и оценки исполнения целевых показателей (индикаторов) и оперативного внесения необходимых изменений в Программу; ежегодного уточнения финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий подпрограмм, в зависимости от достигнутых результатов; определения приоритетов для первоочередного финансирования; привлечения внебюджетных источников финансирования.