(с изменениями на 24 сентября 2021 года)
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 24.09.2021 N 38-З)
Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
10 декабря 2020 года
1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регулирует отношения, связанные с установлением и оценкой применения содержащихся в нормативных правовых актах Республики Марий Эл требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования).
2. При установлении и оценке применения обязательных требований органы государственной власти Республики Марий Эл и должностные лица Республики Марий Эл руководствуются принципами установления и оценки применения обязательных требований, установленными Федеральным законом.
1. Положения нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 24.09.2021 N 38-З)
2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Марий Эл, подлежащих принятию в целях предупреждения террористических актов и ликвидации их последствий, предупреждения угрозы обороне страны и безопасности государства, при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории Республики Марий Эл, а также нормативных правовых актов Республики Марий Эл, направленных на недопущение возникновения последствий обстоятельств, произошедших вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в частности эпидемий, эпизоотий, техногенных аварий и катастроф.
2.1. Положения нормативных правовых актов Республики Марий Эл, которыми вносятся изменения в ранее принятые нормативные правовые акты Республики Марий Эл, могут вступать в силу в иные, чем указано в части 1 настоящей статьи, сроки, если в заключении об оценке регулирующего воздействия установлено, что указанные изменения вносятся в целях снижения затрат физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности на исполнение ранее установленных обязательных требований и не предусматривают установление новых условий, ограничений, запретов, обязанностей.
(часть 2.1 введена Законом Республики Марий Эл от 24.09.2021 N 38-З)
3. Нормативный правовой акт Республики Марий Эл, устанавливающий обязательные требования, должен предусматривать срок его действия, который не может превышать шесть лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных законом Республики Марий Эл или принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом Правительства Республики Марий Эл.
4. По результатам оценки применения обязательных требований может быть принято решение о продлении установленного нормативным правовым актом Республики Марий Эл, содержащим обязательные требования, срока его действия не более чем на шесть лет.
5. Положения частей 3 и 4 настоящей статьи не применяются в отношении нормативных правовых актов Республики Марий Эл, направленных на реализацию проектов государственно-частного партнерства, в том числе достижение целей и задач таких проектов, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", публичным партнером по которым выступает Республика Марий Эл.
При установлении обязательных требований нормативными правовыми актами Республики Марий Эл должны быть соблюдены принципы, установленные Федеральным законом, и определены:
1) содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности);
2) лица, обязанные соблюдать обязательные требования;
3) в зависимости от объекта установления обязательных требований:
а) осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
б) лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
в) результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
4) формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы);
5) органы исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.
1. Проекты нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих обязательные требования, подлежат оценке регулирующего воздействия.
2. Порядок проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл определяется Правительством Республики Марий Эл.
1. Оценка применения обязательных требований проводится органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений (далее - уполномоченный орган), в соответствии с ежегодно утверждаемым им перечнем нормативных правовых актов Республики Марий Эл, содержащих обязательные требования и подлежащих оценке применения обязательных требований (далее - Перечень).
2. Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет более 4 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 3 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых составляет от 3 до 4 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 2 года до окончания срока действия.
Нормативные правовые акты Республики Марий Эл, устанавливающие обязательные требования и срок действия которых менее 3 лет, включаются в проект Перечня для проведения оценки применения обязательных требований на очередной год за 1 год до окончания срока действия.
3. В целях публичного обсуждения проекта Перечня уполномоченный орган не позднее 1 сентября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований, размещает на своем официальном сайте, находящемся в структуре официального интернет-портала Республики Марий Эл (далее - официальный сайт), проект Перечня с одновременным извещением субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, к которым применяются обязательные требования, содержащиеся в нормативных правовых актах Республики Марий Эл (далее - субъекты регулирования).
4. Срок публичного обсуждения проекта Перечня не может составлять менее 20 рабочих дней со дня его размещения уполномоченным органом на официальном сайте.
5. Уполномоченный орган рассматривает все предложения, поступившие через официальный сайт в установленный срок в связи с проведением публичного обсуждения проекта Перечня, составляет сводку предложений с указанием сведений об их учете или о причинах отклонения, дорабатывает (при необходимости) проект Перечня с учетом поступивших предложений и в срок не более 20 рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения размещает сводку предложений на официальном сайте.
6. Доработанный проект Перечня, утвержденный руководителем уполномоченного органа, направляется в орган исполнительной власти Республики Марий Эл, уполномоченный на формирование плана проведения оценки фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Марий Эл (далее - план), для включения в план и подлежит размещению уполномоченным органом на официальном сайте не позднее 20 ноября года, предшествующего году проведения оценки применения обязательных требований в соответствии с указанным Перечнем.
7. Оценка фактического воздействия проводится в отношении нормативного правового акта Республики Марий Эл, устанавливающего обязательные требования, в порядке, определяемом Правительством Республики Марий Эл.
Оценка фактического воздействия нормативных правовых актов Республики Марий Эл, устанавливающих обязательные требования, проводится в целях анализа обоснованности установленных обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов, обязанностей.
8. Уполномоченный орган на основании утвержденного Перечня готовит проект доклада о достижении целей введения обязательных требований (далее - доклад).
9. Проект доклада готовится по регулируемым уполномоченным органом сферам осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением сфер регулирования, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона.
10. Источниками информации для подготовки проекта доклада являются:
1) результаты мониторинга применения обязательных требований;
2) результаты анализа осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности;
3) результаты анализа судебной практики;
4) обращения, предложения и замечания субъектов регулирования;
5) позиции органов исполнительной власти Республики Марий Эл, в том числе полученные при разработке проекта нормативного правового акта Республики Марий Эл на этапе правовой экспертизы, антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия;
6) иные сведения, которые, по мнению уполномоченного органа, позволяют объективно оценить применение обязательных требований.
11. В проект доклада включается следующая информация:
1) общая характеристика обязательных требований;
2) оценка применения обязательных требований;
3) выводы и предложения по итогам оценки применения обязательных требований.
12. Общая характеристика обязательных требований должна включать следующие сведения:
1) цели введения обязательных требований;