4) Недостаточный уровень транспортного обслуживания населения
Причины возникновения проблемы:
недостаточный уровень привлекательности и конкурентоспособности транспорта общего пользования в сравнении с личным автотранспортом;
недостаточное развитие маршрутной инфраструктуры городского пассажирского транспорта (остановочные комплексы, заездные карманы, посадочные площадки и т.п.);
отсутствие альтернативных видов транспортного обслуживания населения.
По состоянию на 01.10.2020 в городе Тюмени протяженность маршрутной сети пассажирского транспорта общего пользования составляет 553,491 км. Перевозки пассажиров осуществляются по 109 маршрутам регулярных перевозок. Общее количество транспортных средств, непосредственно задействованных для перевозки пассажиров, составляет: 1150 единиц, в том числе 633 - особо большого, большого и среднего класса, 517 - малого класса.
Средний возраст транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам регулярных перевозок города Тюмени, составляет 4,5 года.
Данные об объемах перевозки пассажиров за период 2017 - 2019 годов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Информация об объемах перевозки пассажиров транспортом
общего пользования города Тюмени
Наименование показателя | 2017 год | 2018 год | 2019 год | |||
Всего, млн. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | Всего, млн. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | Всего, млн. пасс. | Уд. вес в общем объеме, % | |
Объем перевозки пассажиров транспортом общего пользования, в том числе: | 139,93 | 100,0 | 146,57 | 100,0 | 150,30 | 100,0 |
платные пассажиры | 77,07 | 55,1 | 81,64 | 55,7 | 83,43 | 55,5 |
льготные пассажиры всего, из них: | 62,86 | 44,9 | 64,93 | 44,3 | 66,87 | 44,5 |
пенсионеры по старости | 20,76 | 14,8 | 22,28 | 15,2 | 23,93 | 15,9 |
школьники | 5,34 | 3,8 | 5,89 | 4,0 | 6,51 | 4,3 |
студенты | 6,96 | 5,0 | 7,16 | 4,9 | 7,17 | 4,8 |
федеральные и региональные льготники | 29,80 | 21,3 | 29,60 | 20,2 | 29,26 | 19,5 |
В городе Тюмени контроль за работой автобусов, осуществляющих пассажирские перевозки в границах муниципального образования городской округ город Тюмень, осуществляется с использованием автоматизированной системы диспетчеризации (АСД). Функционирует АСД на основе навигационного оборудования ГЛОНАСС/GPS и программного комплекса "Автоматизированная система диспетчеризации для городского пассажирского транспорта и мобильных служб". Работа системы осуществляется через веб-интерфейс. Благодаря программе АСД и постоянному онлайн-слежению за передвижением автобусов по маршруту стало возможным внедрить сервис "Прогноз", посредством которого можно узнать фактическое время прибытия ближайших автобусов на выбранный остановочный пункт с учетом дорожных условий.
Кроме того, накопленный опыт работы с АСД сделал возможным разработать мобильное приложение для Android и iOS "Тюмень.Транспорт", позволяющее пассажирам получать актуальную информацию о маршрутах пассажирского транспорта общего пользования; расписании движения автобусов; передвижении автобусов по маршрутам на карте; местоположении ближайших остановок; прогнозе прибытия автобусов на остановку. Данное приложение в настоящее время установили более 180 тыс. человек.
Созданная в 2008 году автоматизированная система оплаты проезда (далее - АСОП), первостепенной задачей которой было обеспечивать фиксацию количества поездок отдельных категорий граждан, имеющих право льготного проезда, в настоящее время является неотъемлемым инструментом безналичной оплаты проезда для всех пассажиров города Тюмени.
С сентября 2011 года все транспортные средства оснащены портативными терминалами АСОП, которые принимают для безналичной оплаты проезда электронные транспортные карты. В рамках дальнейшего развития АСОП ее оператором организован процесс обновления портативных терминалов на новые модели, которые имеют дополнительную функцию приема платежей банковскими картами, а также мобильными устройствами с технологией NFC, привязанными к банковской карте. Процесс обновления портативных терминалов АСОП на новые модели и передачи их в пользование перевозчикам завершен оператором АСОП в конце 2018 года, в связи с чем с 2019 года во всех автобусах городского общественного транспорта можно оплатить проезд банковской картой либо мобильными устройствами с технологией NFC.