3) Недостаточный уровень развития интеллектуального и творческого потенциала одаренных и высокомотивированных обучающихся в муниципальной системе образования.
Причины возникновения проблемы:
недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов в части педагогического сопровождения различных видов одаренности и талантов детей;
недостаточно эффективное взаимодействие между общеобразовательными организациями и профессиональными образовательными организациями и предприятиями производственной сферы, бизнес-сообществом города и региона;
недостаточно осознанный выбор будущей профессии учащимися и их родителями, не опирающийся на личностные способности и возможности учащихся, а также реальные потребности рынка труда.
В целях реализации задач федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" каждому обучающемуся должна быть обеспечена возможность выбора направлений профильного обучения в соответствии со своими склонностями и способностями как в профильных классах, так и по индивидуальному учебному плану.
С целью развития в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей распоряжением Правительства Тюменской области от 22.10.2012 N 2162-рп определены школы, которые призваны обеспечить дополнительную (углубленную) подготовку по двум направлениям: естественно-математическому (МАОУ СОШ NN 7, 15, 22, 27, 40, 51, 63, 65, 68, 88, 48, 92 города Тюмени, МАОУ гимназии NN 12, 16 города Тюмени, МАОУ лицеи NN 34, 81, 93 города Тюмени) и социально-гуманитарному (МАОУ гимназии NN 1, 5, 21, 49, 83 города Тюмени, МАОУ СОШ NN 25, 70, 89, 94 города Тюмени).
В муниципальной системе образования за годы реализации муниципальной программы "Развитие образования в городе Тюмени на 2015 - 2022 годы" накоплен достаточный опыт организации работы с творческими и одаренными детьми согласно направлениям, заданным приоритетами государственной политики. Так, в направлении обеспечения "социального лифта", выявления и продвижения одаренных детей созданы условия по привлечению (вовлечению) и гарантированному участию в олимпиадном движении для каждого ребенка. В этих целях унифицированы сроки проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, упорядочены и унифицированы требования к ее проведению, существенно расширен контингент участников (включены учащиеся начальной школы, учащиеся коррекционных школ), расширен и качественно дополнен перечень олимпиад, позволяющих ребенку в очном либо дистанционном режиме принять участие в интеллектуальных соревнованиях.
В этой части деятельности - первоначально обозначенной как стратегический ресурс поддержки одаренности - достигнут системный эффект, демонстрируемый стабильными показателями успешности.
В предметных олимпиадах на муниципальном уровне в 2019 году принял участие 6241 обучающийся (11%) 5 - 11 классов по 24 учебным предметам (2018 год - 5343 обучающихся, 2017 год - 5379 обучающихся). В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников в январе - феврале 2018 года участвовало 525 обучающихся 9 - 11 классов, в январе - феврале 2019 года - 492 обучающихся, в январе - феврале 2020 года - 717 обучающихся, из которых 283 стали призерами и 48 - победителями.
Исследовательский потенциал одаренных школьников проявляется и на различных этапах Всероссийской научной конференции молодых исследователей "Шаг в будущее".
Одной из форм сопровождения одаренных детей является участие в проекте фонда имени Д.И. Менделеева "Путь к Олимпу", благодаря чему обучающиеся и учителя тюменских школ получают возможность поучаствовать в тренингах по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников в рамках данного проекта.
Для поддержки и развития одаренности детей с 09.02.2019 начал работу Центр олимпиадной подготовки (далее - ЦОП). Сформированы 17 возрастных групп по 11 предметным областям (английский язык, биология, история, информатика, литература, математика, немецкий язык, обществознание, русский язык, физика, химия).
В целях поддержки развития детской одаренности Главой города Тюмени утверждена ежемесячная стипендия для детей, достигших особых успехов сфере образования.
Взаимодействие промышленных предприятий, высших учебных заведений со школами способствует формированию устойчивой мотивации обучающихся к учебной деятельности, осознанному выбору будущей профессии выпускниками общеобразовательных учреждений. Опыт такого взаимодействия показал положительные результаты открытия отраслевых классов.