4) Несоответствие форм и методов воспитания потребностям и запросам учащихся, воспитанников и семьи.
Причины возникновения проблемы:
недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей общественной деятельности;
несформированная информационная компетентность обучающихся;
недостаточная вовлеченность семьи, как первичного агента социализации обучающегося, во взаимодействие со школой;
отсутствие профессиональных специально подготовленных специалистов в области воспитания;
недостаточное разнообразие видов социальной активности, которые интересны обучающимся.
Наличие существующих проблем препятствует созданию условий для успешной социализации учащихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса учащихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что "образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения", а "воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства". В этом же Законе определены основные принципы государственной политики в сфере воспитательной работы: "воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде".
Воспитательный компонент включен в ФГОС, что осуществлено впервые в истории отечественной системы образования. Его необходимость обусловлена ростом социального статуса воспитания в демократическом обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном мире. При этом общеобразовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, в том числе детско-юношескими движениями и организациями, опираясь на национальные традиции.
Проблема гражданского воспитания и становления личности человека выдвигается на первый план и в наше время становится наиболее значимой для современного общества. Гражданское воспитание тем и ценно, что для будущего страны важно не только, какие знающие специалисты будут создавать богатство страны, но и какими будут их мировоззрение, гражданская и нравственная позиции.
Гражданское воспитание предусматривает создание условий для становления нравственной гражданской позиции, гражданской компетентности и обретения опыта общественно полезной гражданской деятельности в контексте непрерывного образования. Это целостная система, охватывающая все сферы деятельности учебного заведения, как учебные, так и внеучебные, и предполагающая использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.
Гражданское воспитание тесно связано с патриотическим воспитанием.