2. Недостаточно высокий уровень энергетической эффективности в организациях с участием муниципального образования
Причины возникновения проблемы:
а) износ конструктивных элементов зданий, используемых для размещения организаций с участием муниципального образования;
б) недостаточно высокий уровень культуры потребления коммунальных ресурсов и экологического сознания молодежи.
В организациях бюджетной сферы города Тюмени удельное потребление коммунальных ресурсов в 2019 году составило: удельный расход электрической энергии - 39,1 кВтч/кв. м, удельный расход тепловой энергии - 0,192 Гкал/кв. м и удельный расход холодной воды - 49,3 куб. м/чел., что выше по сравнению с городами Российской Федерации со схожими климатическими условиями (таблица 4).
Таблица 4
Удельное потребление коммунальных ресурсов органами местного
самоуправления и муниципальными учреждениями в 2019 году
в городах Российской Федерации
Вид коммунального ресурса | Ед. изм. | Тюмень | Киров | Курган |
Тепловая энергия | Гкал/кв. м | 0,192 | 0,187 | 0,200 |
Электрическая энергия | кВтч/кв. м | 39,1 | 27,3 | 29,8 |
Холодная вода | куб. м/чел. | 49,3 | 35,9 | 35,3 |
За период реализации Программы на 2010 - 2022 годы отмечено снижение удельного расхода энергетических ресурсов в организациях с участием муниципального образования. Значительно снизился удельный расход тепловой энергии - на 39% с 0,317 Гкал/кв. м (2010 год) до 0,192 Гкал/кв. м (2019 год).
Однако удельное потребление других видов коммунальных ресурсов в сравнении с другими городами остается на высоком уровне. Основными потребителями энергетических ресурсов в бюджетной сфере являются муниципальные бюджетные учреждения образования, культуры, спорта и молодежной политики. В настоящее время энергосберегающие мероприятия, выполняемые в рамках капитального ремонта муниципальных учреждений за счет бюджетных средств, включены в муниципальные программы соответствующих отраслевых (функциональных) органов Администрации города Тюмени в рамках мероприятий по капитальному и текущему ремонту учреждений бюджетной сферы (обновление входных групп, замена оконных блоков, установка энергосберегающего осветительного оборудования, утепление кровли, фасада, подвала, замена радиаторов с установкой терморегуляторов и прочие мероприятия).
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2019 N 1289 утверждены требования к снижению государственными (муниципальными) учреждениями в сопоставимых условиях суммарного объема потребляемых ими дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля, а также объема потребляемой ими воды (далее - Требования). Выполнение установленных Требований государственные (муниципальные) учреждения должны обеспечить посредством реализации программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности соответствующих организаций. В качестве источников финансирования таких мероприятий могут быть использованы бюджетные средства или средства, привлеченные через механизм энергосервиса.
Решение обозначенных выше проблем, приводящих к недостаточному уровню энергоэффективности зданий (помещений), используемых для размещения организаций с участием муниципального образования, планируется путем реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях за счет внебюджетных источников.
Следует отметить, что применение любых энергосберегающих технологий, как правило, сопряжено с высоким уровнем культуры потребления и экологического сознания населения. Жители самых продвинутых с точки зрения энергетики городов мира с детства приучаются к эффективному использованию имеющихся ресурсов - воды, тепла, электричества.
Для повышения общей культуры потребления энергоресурсов в городе необходим ряд комплексных мер по популяризации энергосберегающего образа жизни среди жителей и всех предприятий города.
Для поддержания энергоэффективного образа жизни необходима постоянная разъяснительная работа в СМИ, детских дошкольных и школьных учреждениях, активная социальная реклама.