6. Торговля и услуги населению.
В 2019 году оборот розничной торговли составил 550094,6 млн. рублей, или 102,3 процента в сопоставимых ценах к уровню 2018 года.
Состояние отрасли торговли как активного посредника между сферой производства и сферой конечного потребления определяется общим состоянием экономики страны, в значительной мере обусловлено текущей мировой ситуацией, изменившимися экспортно-импортными потоками, динамикой курса национальной валюты и другими факторами.
За январь - сентябрь 2020 года оборот розничной торговли увеличился на 0,5 процента (к январю - сентябрю 2019 года) и составил 418025,1 млн. рублей.
Наблюдалась стабильность и потребительского спроса - 100,5 процента в сопоставимых ценах к уровню 2019 года (в том числе пищевые продукты, включая напитки и табачные изделия - 195056,1 млн. рублей (101,3 процента к соответствующему периоду предыдущего года), непродовольственные товары - 222969,0 млн. рублей (99,8 процента к соответствующему периоду предыдущего года).
На фоне замедления мировой экономики и распространения коронавирусной инфекции в сфере торговли наблюдаются следующие негативные тенденции:
падение продаж вследствие снижения потребительской активности как в связи с уменьшением доходов населения (прогнозируется избирательная модель поведения населения при выборе товаров, в результате продажи в ряде категорий продовольственных и непродовольственных товаров значительно сократятся), так и в связи с сокращением покупательского трафика из-за введения режима повышенной готовности (за апрель 2020 года объем продаж в розничной торговле сократился на 10,7 процента по сравнению с апрелем 2019 года, за май 2020 года - на 8,5 процента по сравнению с маем 2019 года, за июнь 2020 года - на 2 процента по сравнению с июнем 2019 года);
падение объема продаж непродовольственных товаров в апреле 2020 года на 20,7 процента по сравнению с апрелем 2019 года, в мае 2020 года - на 17,7 процента, в июне 2020 года - на 7,6 процента вследствие вынужденного простоя или закрытия большей части непродовольственных магазинов (были закрыты 7316 магазинов, или 34,2 процента от общего числа торговых объектов);
с 25 мая до 10 июля 2020 года на территории Челябинской области был закрыт 2651 торговый объект, или 12,4 процента (с площадью торгового зала более 400 кв. метров), открыто - 8769 объектов розничной торговли (87,6 процента);
невозможность компенсации падения объема продаж розничной торговли продажами через онлайн-магазины вследствие недостаточного уровня развития интернет-торговли и сервисов по доставке товаров;
снижение финансовой устойчивости торговых центров из-за уменьшения арендных платежей;
сбои с поставками продукции из Китая, преимущественно товаров непродовольственного сектора - одежды и электроники;
нарушения во внешнеэкономических торговых цепочках вследствие введенных ограничений;
ожидаемый рост цен на большинство товаров вследствие ослабления рубля.
Негативные тенденции, отразившиеся на потребительском рынке, в основном затронут 2020 год. Вместе с тем по мере смягчения ограничительных мер прогнозируется постепенная стабилизация потребительского рынка.