ПРАВИТЕЛЬСТВО КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 декабря 2020 года N 908


Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Калужской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов



В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях проведения ответственной долговой политики, повышения эффективности исполнения областного бюджета в 2021 году и в плановом периоде 2022 - 2023 годов Правительство Калужской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


Утвердить основные направления государственной долговой политики Калужской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов согласно приложению к настоящему Постановлению.



Губернатор Калужской области
В.В.Шапша



Приложение
к Постановлению
Правительства Калужской области
от 2 декабря 2020 г. N 908



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2021 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2022 И 2023 ГОДОВ



1. Основные цели государственной долговой политики Калужской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов


Основной целью государственной долговой политики Калужской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее - долговая политика) является поддержание объема и структуры государственного долга Калужской области в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и социально-экономическое развитие Калужской области.



2. Итоги реализации долговой политики


В последние годы долговая политика была направлена на снижение объема государственного долга Калужской области и расходов на его обслуживание, а также на оптимизацию структуры государственного долга.


На 1 января 2016 года объем государственного долга Калужской области составлял 31279,6 млн рублей, или 92,4 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2015 год. В структуре государственного долга Калужской области наибольший объем занимали бюджетные кредиты (48,4 процента) и коммерческие заимствования (38,5 процента).


В 2016 году была проведена большая работа с Министерством финансов Российской Федерации по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это привело к значительному изменению структуры государственного долга Калужской области и уже на 1 января 2017 года в его структуре объем бюджетных кредитов составлял 94,0 процента, а по состоянию на 1 января 2018 года кредиты от кредитных организаций были погашены в полном объеме.


Кроме того, в 2017 году на федеральном уровне была реализована программа реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Калужской области из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, основной объем погашения которых приходился на 2018 - 2019 годы.


Срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Калужской области в указанном периоде, был продлен на 7 лет. При этом возврат бюджетных кредитов в 2018 - 2019 годах осуществлялся в размере 5 процентов обязательств Калужской области перед федеральным бюджетом. Таким образом, за период 2018 - 2019 годов было погашено 2659,2 млн рублей вместо 18419,7 млн рублей. Высвободившиеся средства направлены на социально-экономическое развитие региона, а также на выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации.


В результате проведенных мероприятий по сокращению государственного долга его объем по состоянию на 1 января 2020 года снизился на 2807,0 млн рублей по сравнению с показателем на 1 января 2016 года и составил 28472,6 млн рублей, или 52,8 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.


По состоянию на 1 января 2020 года в структуре государственного долга Калужской области рыночные обязательства отсутствуют, доля бюджетных кредитов из федерального бюджета составила 95,0 процента, доля государственных гарантий Калужской области составила 5,0 процента.


Погашение и обслуживание долговых обязательств Калужской области осуществлялись в установленный срок и в полном объеме.


В 2020 году в целях снижения напряженности исполнения областного бюджета в части государственного долга Калужской области регион принял участие в реструктуризации обязательств перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, полученным из федерального бюджета. Период погашения реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам продлен до 2029 года включительно со следующими сроками погашения: в 2020 году - в размере 0 процентов суммы задолженности, в 2021 - 2024 годах - в размере 5 процентов суммы задолженности ежегодно, в 2025 - 2029 годах - ежегодно равными долями от остатка суммы задолженности. Долговые обязательства Калужской области полностью реструктуризированы. Проценты за пользование бюджетными кредитами составляют 0,1 процента годовых.


По итогам исполнения областного бюджета 2020 года условия соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов будут выполнены полном объеме.



3. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики


Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:


изменения в экономике, связанные с влиянием распространения новой коронавирусной инфекции на социально-экономическое развитие региона, замедление темпов экономического роста и, как следствие, снижение налоговых и неналоговых доходов областного бюджета;


рост расходов областного бюджета вследствие необходимости финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции;


изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;


изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и их ранжирования в зависимости от уровня долговой устойчивости;


необходимость обеспечения безусловного исполнения обязательств Калужской области по соглашениям, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о предоставлении бюджету Калужской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области с учетом условий реструктуризации бюджетных кредитов.



4. Цели и задачи долговой политики


Реализация основных направлений долговой политики будет направлена на достижение следующих целей:


поддержание уровня долговой нагрузки, структуры государственного долга Калужской области и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;


обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга Калужской области;


обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.


Также необходимо решить следующие задачи:


осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Калужской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Калужской области;


осуществление мониторинга объема, структуры и графика платежей по государственному долгу Калужской области в процессе подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;


реализация мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области;


обеспечение последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Калужской области при планировании потребности в долговых заимствованиях и предоставлении государственных гарантий Калужской области с учетом возможностей областного бюджета по обслуживанию государственного долга Калужской области и погашению долговых обязательств;


размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации и документов, обеспечивающих раскрытие актуальной информации о финансово-экономическом положении областного бюджета, в том числе о заимствованиях и управлении государственным долгом, проводимой бюджетной и экономической политике, с целью информирования населения;


реализация мер по сокращению государственного и муниципального долга, предусмотренных Программой финансового оздоровления Калужской области, а также реализация задач, поставленных в ведомственной целевой программе "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области".



5. Инструменты реализации долговой политики


Обеспечение сбалансированности областного бюджета при одновременном обеспечении непревышения установленных показателей по объему государственного долга Калужской области и минимизации расходов на обслуживание долговых обязательств предполагает использование следующих долговых инструментов:


5.1. Использование краткосрочных бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах субъектов Российской Федерации.


Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета по ставке 0,1 процента годовых позволит снизить сроки и объемы пользования кредитами от кредитных организаций и, как следствие, обеспечить выполнение целевого показателя по расходам на обслуживание государственного долга.


5.2. Кредиты от кредитных организаций.


Кредиты от кредитных организаций являются основным источником финансирования дефицита областного бюджета и погашения государственного долга Калужской области. Использование данного инструмента долговой политики целесообразно при незначительных объемах заимствований, которые планирует осуществлять Калужская область. Ключевой задачей на данном этапе остается обеспечение привлечения в областной бюджет кредитов от кредитных организаций по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1 процент годовых.


Калужской областью будет осуществляться мониторинг кредитного рынка с целью определения оптимальных параметров привлечения заемных ресурсов (объем - стоимость - срок).


5.3. Государственные гарантии Калужской области.


Принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает влияние на основные параметры областного бюджета. Объем предоставленных гарантий включается в общий объем государственного долга Калужской области и непосредственно влияет на рост государственного долга. Исполнение обязательств по государственным гарантиям может привести к увеличению расходов областного бюджета (гарантии без права регрессного требования) или росту выплат по источникам финансирования дефицита бюджета (гарантии с правом регрессного требования).



6. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом субъекта Российской Федерации


Основными рисками при управлении государственным долгом Калужской области являются:


риски, обусловленные сложившейся экономической ситуацией в Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции и принятием мер по устранению ее последствий;


риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных и долговых обязательств Калужской области;


риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Калужской областью.


Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:


достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»