Фактор развития | Благоприятные возможности для развития | Угрозы для развития |
Социокультурные особенности региона | Возможность расширения спектра социальных партнеров | Попытки одностороннего разрешения основного противоречия процесса профессионального самоопределения работодателями |
Государственные тенденции развития образования | Развитие движения WS, открытие ЦОПП, МФЦПК, СЦК, "Кванториумы", "IT-кубы", цифровые платформы обеспечения профессионального выбора (Проектория) | Недостаточная информированность субъектов профессионального самоопределения; Недостаточно современная материально-техническая база; Отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению |
Специфика и уровень запросов обучающихся и их родителей в вопросе профессионального самоопределения | Многообразие форм организации профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на запросы определяющихся | Отсутствие кадрового обеспечения сопровождения профессионального самоопределения квалифицированными специалистами |
Рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентации в результатах ее деятельности | Появление новых профессий, ориентированных на новые технологии | Неизбежное наложение "старых" и "новых" профориентационных моделей |
Расширение списка субъектов профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на освоение технологий будущего | Смена социокультурного уклада с индустриального на постиндустриальный (цифровой), обеспечивающая мотивационные стимулы полипрофессионализма | Неготовность социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов рынка труда и услуг профессионального образования в сочетании с "вузоцентризмом" родителей |
Таким образом, данные SWOT-анализа позволяют выделить основные проблемы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, заключающиеся:
- в отсутствии государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, приводящем к разнородности региональных моделей; низкому качеству предоставляемых профориентационных услуг; разобщенности и разновидности субъектов организации профориентационной деятельности на местах;
- в практической несогласованности интересов личности обучающихся и экономической сферы региона, выражающейся в низкой динамике изменений общественного сознания в отношении выстраивания интереса к актуальным и перспективным профессиям региона, в том числе рабочим; бессистемном, не доводимом до логического конца проведении профессиональных проб;
- в отсутствии инновационных подходов к практике организации сопровождения на основе формирования компетенций профессионального самоопределения и качественной оценки результатов; профессионально ориентированного тьюторства как института, заинтересованного в глубинных качественных показателях, связанных с формированием субъекта профессионального выбора;
- в отсутствии специальной подготовки квалифицированных кадров для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, приводящем к неэффективности профориентационной работы на местах, вследствие размывания ответственности, перераспределения функций и снижения мотивации педагогических работников, отвечающих за профориентационную работу;
- в отсутствии общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха;
- в преодолении родительского "вузоцентризма" и элитарной ориентации профессий; восприятии профессионального и образовательного выбора сквозь "призму" ЕГЭ; непонимании возможностей профессионального образования в определении профессионального призвания личности.
Следовательно, факторами развития потенциала организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, определяющего стратегические цели профориентационной работы, можно назвать:
- социокультурные особенности региона;
- государственные тенденции развития образования;
- специфика и уровень запросов обучающихся и их родителей в вопросе профессионального самоопределения;
- рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентации в результатах ее деятельности;
- расширение списка субъектов профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на освоение технологий будущего.