Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



Таблица 2

Фактор развития

Благоприятные возможности для развития

Угрозы для развития

Социокультурные особенности региона

Возможность расширения спектра социальных партнеров

Попытки одностороннего разрешения основного противоречия процесса профессионального самоопределения работодателями

Государственные тенденции развития образования

Развитие движения WS, открытие ЦОПП, МФЦПК, СЦК, "Кванториумы", "IT-кубы", цифровые платформы обеспечения профессионального выбора (Проектория)

Недостаточная информированность субъектов профессионального самоопределения;

Недостаточно современная материально-техническая база;

Отсутствие государственной координации деятельности по сопровождению

Специфика и уровень запросов обучающихся и их родителей в вопросе профессионального самоопределения

Многообразие форм организации профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на запросы определяющихся

Отсутствие кадрового обеспечения сопровождения профессионального самоопределения квалифицированными специалистами

Рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентации в результатах ее деятельности

Появление новых профессий, ориентированных на новые технологии

Неизбежное наложение "старых" и "новых" профориентационных моделей

Расширение списка субъектов профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на освоение технологий будущего

Смена социокультурного уклада с индустриального на постиндустриальный (цифровой), обеспечивающая мотивационные стимулы полипрофессионализма

Неготовность социума воспринимать обучающихся в качестве субъектов рынка труда и услуг профессионального образования в сочетании с "вузоцентризмом" родителей


Таким образом, данные SWOT-анализа позволяют выделить основные проблемы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, заключающиеся:


- в отсутствии государственной координации деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, приводящем к разнородности региональных моделей; низкому качеству предоставляемых профориентационных услуг; разобщенности и разновидности субъектов организации профориентационной деятельности на местах;


- в практической несогласованности интересов личности обучающихся и экономической сферы региона, выражающейся в низкой динамике изменений общественного сознания в отношении выстраивания интереса к актуальным и перспективным профессиям региона, в том числе рабочим; бессистемном, не доводимом до логического конца проведении профессиональных проб;


- в отсутствии инновационных подходов к практике организации сопровождения на основе формирования компетенций профессионального самоопределения и качественной оценки результатов; профессионально ориентированного тьюторства как института, заинтересованного в глубинных качественных показателях, связанных с формированием субъекта профессионального выбора;


- в отсутствии специальной подготовки квалифицированных кадров для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, приводящем к неэффективности профориентационной работы на местах, вследствие размывания ответственности, перераспределения функций и снижения мотивации педагогических работников, отвечающих за профориентационную работу;


- в отсутствии общепринятых (признаваемых разными слоями общества) образов жизненного и профессионального успеха;


- в преодолении родительского "вузоцентризма" и элитарной ориентации профессий; восприятии профессионального и образовательного выбора сквозь "призму" ЕГЭ; непонимании возможностей профессионального образования в определении профессионального призвания личности.


Следовательно, факторами развития потенциала организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области, определяющего стратегические цели профориентационной работы, можно назвать:


- социокультурные особенности региона;


- государственные тенденции развития образования;


- специфика и уровень запросов обучающихся и их родителей в вопросе профессионального самоопределения;


- рост потребности всех актуальных и потенциальных субъектов профориентации в результатах ее деятельности;


- расширение списка субъектов профессионального самоопределения обучающихся, ориентированных на освоение технологий будущего.