Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



1. Введение


Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области на период 2020 - 2024 годы (далее - Концепция) преемственно развивает основные идеи и содержание Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013 - 2015 годы, Концепции развития естественно-математического и технологического образования "ТЕМП" в Челябинской области вместе с Комплексом мер по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования "ТЕМП" в образовательных организациях Челябинской области на 2015 - 2017 годы, Регионального плана по реализации концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов на 2015 - 2020 годы, Национального проекта "Образование" (в частности федеральных проектов "Успех каждого ребенка", "Кадры для цифровой экономики", "Молодые профессионалы"). Новый импульс профориентационной деятельности дают Стратегия социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года и опыт внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области в соответствии с Соглашением, подписанным Губернатором Челябинской области, АНО "Агентство стратегических инициатив", Союзом "Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "WorldSkillsRussia".


Инновационное развитие региона требует подготовки кадров в сферах науки, образования, технологий и инноваций в промышленности. Таким образом, принципы преемственности и развития являются основополагающими при разработке настоящей Концепции, определяющей приоритеты деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения населения региона.


Настоящая Концепция определяет теоретическую базу и основные направления деятельности по сопровождению профессионального самоопределения.


Объектом, который описывает Концепция, является организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся, направленное на самостоятельное и осознанное нахождение человеком личностных смыслов профессиональной деятельности и возможности реализации с учетом потребности экономики Челябинской области.


Предметом Концепции является обоснование нормативно-правового, психолого-педагогического и ресурсного обеспечения процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на институциональном, муниципальном, региональном уровнях.


Область применения Концепции ограничена рамками целевых аудиторий - обучающимися на всех уровнях образования, начиная от дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным. Основные идеи Концепции, связанные с непрерывностью процессов сопровождения профессионального самоопределения и становлением субъекта социально-профессионального саморазвития, осуществляются в основном в сфере образования, для остальных же субъектов профориентационной деятельности (работодателей, представителей органов и организаций труда и занятости и др.) самоопределяющийся человек воспринимается прежде всего как объект воздействия, призванный удовлетворить кадровые потребности экономической сферы.


В этой связи основная доля ответственности ложится на систему образования, осуществляющую организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области. Однако комплексная работа по профессиональной ориентации и самостоятельному выбору профессии молодыми людьми может стать реальной силой региональной кадровой политики при системной государственной поддержке. При том, что профориентационная работа, способствующая осознанному и результативному профессиональному самоопределению человека, традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, она обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексный, многоуровневый, многосторонний, межведомственный характер; относительно слабая институционализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени; соотнесение результатов личного выбора и потребностей социально-экономического развития региона и др. Социально-экономическая эффективность работы по профессиональной ориентации заметно повышается при включении ее в общую систему государственной кадровой политики. Это, в свою очередь, требует реализации особой политики государства и региональной власти, в том числе в области сопровождения профессионального самоопределения.


Настоящая Концепция разработана в рамках основных нормативных документов, обеспечивающих региональную политику экономического развития с целью определения и обоснования организационно-педагогических и научно-методических основ такой политики и условий ее реализации (Приложение).


Таким образом, настоящая Концепция становится документом, регулирующим деятельность всех заинтересованных в реализации региональной кадровой политики сторон и обеспечивающим поддержку населения области, нуждающегося в профессиональном самоопределении для дальнейшей эффективной самореализации в жизни.


Цели, задачи, содержание и структура Концепции определены на основе государственной социальной политики в интересах населения с учетом социального контекста образовательной среды и экономического пространства Челябинской области, а также фактических возможностей образовательных организаций, включенных в систему профориентационной работы области.


Исполнение Концепции обеспечивается управленческими решениями, соответствующими фактическому состоянию кадровой, программно-методической, материально-технической баз организаций и учреждений, включенных в систему сопровождения профессионального самоопределения населения Челябинской области.