Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



6. Цели, задачи и направления организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области


Сопровождение профессионального самоопределения может быть эффективным лишь в определенном ценностно-смысловом поле, которое будет являться основой для целеполагания, а также обеспечивать мотивацию всех участников. Определение и постановка целей и задач данного процесса возможно только на основе системы определенных ценностей, среди которых важнейшими являются: социальный диалог на основе общности интересов; профессиональная самореализация на основе личностной самоактуализации; разнообразие вариативных профориентационных систем на основе территориальной социокультурной многоукладности.


С учетом обозначенных ценностей и смыслов целью организационно-педагогического сопровождения различных групп населения Челябинской области на макроуровне является согласование интересов и потребностей различных возрастно-образовательных и социально-профессиональных групп населения с интересами экономической сферы региона. Конечным целевым результатом такой деятельности выступает высокая эффективность труда и развитая профессионально-трудовая мотивация работников, основанная на содержательном интересе к профессии и профессиональной самореализации.


Сопровождение профессионального самоопределения должно осуществляться поэтапно, непрерывно, планомерно, последовательно и систематически с решением определенных специфических задач на различных уровнях образования - в организациях дополнительного, общего, среднего профессионального и высшего образования, так как формирование компетенций профессионального выбора на различных этапах образовательного маршрута человека должно осуществляться с учетом возрастных и личностных особенностей.


Целями микроуровня, как было уже обозначено выше, являются две взаимосвязанные и взаимодополняющие цели: помощь в конкретном выборе и построении персонального профессионально-образовательного маршрута и содействие становлению субъекта профессионального самоопределения, что предполагает формирование и развитие компетенций профессионального самоопределения.


Значимыми элементами компетенций профессионального самоопределения выпускников образовательных организаций выступают их умения и навыки, связанные с ориентировкой и самонавигацией в профориентационно значимом информационном поле; персональным целеполаганием и проектированием личного профессионального плана; самостоятельным осуществлением обоснованного выбора и воплощением в жизнь принятого решения; использованием для этого различных внутренних и внешних ресурсов; противостоянием внешним манипулятивным воздействиям и т.д.


Содержание набора компетенций может быть представлено следующим наполнением:


- компетенция профессиональной ориентировки - готовность и способность самостоятельно ориентироваться в личностно и профессионально значимом информационном поле, критически осмысливая полученную информацию; способность осуществлять самонавигацию в мире профессий;


- компетенция профессионального выбора - готовность и способность совершать осознанный и ответственный выбор в отношении своего образовательного и профессионального движения в условиях динамичности рынка труда; способность целенаправленно и твердо воплощать принятое решение в соответствии с собственными стремлениями;


- компетенция профессионального проектирования - готовность и способность проектировать и планировать собственную жизненно-профессиональную перспективу в контексте выбранной профессии; способность осуществлять ранжирование ближних и дальних целей на пути своего непрерывного профессионального движения;


- компетенция профессионального совершенствования - готовность и способность совершенствовать профессиональные знания и умения в соответствии с собственными мотивами профессионально-личностной самореализации на основе сформированной профессиональной Я-концепции; способность профессионального саморазвития;


- компетенция профессиональной мобильности - готовность и способность при необходимости интегрировать имеющиеся профессиональные знания и умения в процессе трансформации профессии в соответствии с новыми требованиями времени; способность кардинальной смены профессиональной деятельности.


Современный этап развития профориентационной работы в Челябинской области достаточно противоречив. Учитывая, что настоящая Концепция является логическим продолжением Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013 - 2015 годы, Концепции развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области "ТЕМП", которые выполнили поставленные на прошедшие периоды задачи, можно со всей уверенностью назвать современную Концепцию документом, задающим направление развития. Следовательно, противоречия, характеризующие современный этап системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, должны быть четко обозначены и преодолены. Поэтому на основе данных SWOT-анализа (табл. 1; табл. 2) состояния областной системы профориентации мы можем, минимизируя риски в развитии сферы профессионального самоопределения обучающихся, обозначить факторы развития данного вопроса и сформировать стратегию реализации Концепции будущего.