Рисунок 2. Уровневая модель управления процессами сопровождения профессионального самоопределения
Непосредственное включение оптанта в систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся осуществляется на локальном уровне, который обеспечен всей совокупностью образовательных организаций Челябинской области (система образования Челябинской области).
В систему образования входят образовательные организации общего образования (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации), профессионального образования (профессиональные образовательные организации, организации высшего образования), дополнительного образования (организации дополнительного образования детей и взрослых, организации дополнительного профессионального образования).
Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся на локальном уровне заключается в психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в образовательной организации при непосредственном взаимодействии самой личности, проходящей процесс профессионального самоопределения, со специалистами (педагоги, психологи, мастера-наставники, представители работодателей и др.), взаимодействующими с данной личностью в процессе решения задач ее профессионального самоопределения.
В условиях непрерывности процессов профессионального самоопределения личности региональная система образования приобретает большую связанность благодаря развитию форм сетевого сотрудничества, обеспечивающего выполнение образовательными организациями основных профориентационных функций.
Управление процессами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся возможно:
- при создании всех необходимых условий (нормативно-правовых, организационно-педагогических и ресурсных), обеспечиваемых на локальном, муниципальном, региональном уровнях (комплексное обеспечение);
- при государственной координации процессов сопровождения профессионального самоопределения, осуществляемой на всех уровнях.
В целях обеспечения комплексного управления на муниципальном и региональном уровнях реализация основных профориентационно значимых мероприятий обеспечивается при непосредственном взаимодействии региональных органов исполнительной власти (Министерство образования и науки Челябинской области, Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство экономического развития Челябинской области, Министерство промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области, Главное управление по труду и занятости населения Челябинской области), муниципальных органов Управления образованием, территориальных служб занятости населения, предприятий-работодателей, в рамках выполнения основных функций: формирование нормативного правового обеспечения процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; создание региональной системы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; координация деятельности субъектов модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; формирование и выполнение программных мероприятий реализации Концепции; определение основных направлений работы по сопровождению профессионального самоопределения и трудовой занятости выпускников системы образования с учетом мониторинга индивидуальных предпочтений и потребностей рынка труда; решение вопросов, связанных с функционированием единой информационной среды; разработка предложений по совершенствованию работы по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся; внедрение лучших практик организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; издание научно-популярной, методической, справочной и другой литературы по вопросам сопровождения профессионального самоопределения и трудовой занятости выпускников системы образования Челябинской области.
Ресурсы, необходимые для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, могут быть как распределены по образовательным организациям (структурные единицы/ответственные личности), так и сконцентрированы в специально созданных подразделениях (центрах) профориентационной направленности. На региональном уровне определены и обеспечивают данную деятельность:
- областной центр профессиональной ориентации "Формула успеха", Центр опережающей профессиональной подготовки в Челябинской области (созданные на базе ГБНОУ "Образовательный комплекс "Смена"). Основные функции: организация и координация деятельности субъектов социального партнерства по сопровождению профессионального самоопределения и трудоустройству выпускников системы образования; взаимодействие с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования по вопросам сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; взаимодействие с образовательными организациями по организационно-методическому обеспечению процессов сопровождения профессионального самоопределения; организация и содействие в проведении профориентационных мероприятий; проведение анкетирования обучающихся по вопросам выбора профессии и профессионально-трудовой деятельности; анализ и учет результатов анкетирования обучающихся; оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся, испытывающим затруднения в выборе, в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута; аналитическая работа по определению приоритетных направлений сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; анализ и отбор лучших практик организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения; выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; осуществление мониторинга качества работы в области сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; мониторинг качества работы по сопровождению профессионального самоопределения в субъекте;
- Координатор внедрения Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного (экономического) роста Челябинской области (решением областного Совета по кадровой политике Координатором определено ГБУ ДПО "Челябинский институт развития профессионального образования"). Основные функции: координация процессов взаимодействия сторон по вопросам формирования заказа на подготовку кадров; организация и проведение мониторингов по вопросам профессиональной подготовки кадров в Челябинской области; координация деятельности по вопросам независимой оценки качества профессиональной подготовки в образовательных организациях Челябинской области; организационное сопровождение деятельности областного Совета по кадровой политике Челябинской области; подготовка аналитических материалов о системе профессиональной подготовки кадров в Челябинской области.
Система действий по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, реализуемого на всех обозначенных уровнях, носит название профессиональной ориентации (профориентации). Основные функции субъектов, входящих в организационно-управленческую структуру сопровождения профессионального самоопределения, направлены на реализацию единой связующей цели: создание условий для самореализации личности в условиях регионального рынка труда.
Таким образом, интегрированная модель организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся представляет собой систему педагогического сопровождения, помещенную в многоуровневую среду управления процессами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся (рис. 3).