Рисунок 1. Модель педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся
Непрерывный характер всего образовательного процесса в рамках настоящей Концепции обеспечивает в свою очередь непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения личности, направленного на формирование и последующее развитие набора профориентационных компетенций. На этапе дошкольного образования создаются условия для их формирования; в 1 - 7 классах школы формируются основы этих компетенций; на последующих этапах образования эти компетенции активно используются оптантом при совершении серии "решающих" и "частных" профессионально-образовательных, профессиональных и карьерных выборов и продолжают непрерывно развиваться.
Основными субъектами взаимодействия системы педагогического сопровождения выступают оптант и образовательные организации, основными функциями которых в рамках профориентационной деятельности являются нижеследующие.
Организации общего образования (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации)
Основные функции: развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению обучающихся; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования; подготовка обучающихся к самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности; профориентационно значимое сопровождение трудового воспитания; информационно-справочная и просветительская деятельность; организация участия обучающихся в профориентационных мероприятиях; организация деятельности учащихся по созданию проектов личностного и профессионального становления; осуществление экскурсионной деятельности по изучению местных промышленных ресурсов; использование модели сетевого взаимодействия сопровождения профессионального самоопределения обучающихся; проведение анкетирования обучающихся по вопросам выбора профессии и профессионально-трудовой деятельности; анализ и учет результатов анкетирования обучающихся; оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся, испытывающим затруднения в выборе, в проектировании и реализации образовательно-профессионального маршрута; использование лучших практик организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Организации профессионального образования (профессиональные образовательные организации, организации высшего образования)
Основные функции: обеспечение последовательности, преемственности и согласованности в оказании психолого-педагогических и социально-адаптационных услуг по сопровождению профессионального самоопределения обучающегося на всех этапах его профессионального и личностного становления; обеспечение доступности получения качественной психолого-педагогической помощи; обеспечение всех направлений психолого-педагогической и социально-адаптационной деятельности информационными и методическими материалами, современными формами и методами профориентационной работы и психологической поддержки населения области; осуществление практико-ориентированных мероприятий, профессиональной подготовки, повышения квалификации; содействие трудоустройству по выбранной профессии выпускников образовательной организации.
Организации дополнительного образования детей и взрослых
Основные функции: адаптация обучающихся к жизни в обществе и их профессиональная ориентация; осуществление профессионально-образовательных проб.
Организации дополнительного профессионального образования
Основные функции: осуществление профессиональной навигации представителей взрослого населения, испытывающих затруднения в профессионально-трудовой деятельности; организация профессионального обучения и повышения квалификации специалистов, обеспечивающих организационно-педагогическое сопровождение обучающихся; участие в определении приоритетных направлений сопровождения профессионального самоопределения; выявление, изучение и транслирование инновационных методов и средств сопровождения профессионального самоопределения; формирование информационных и методических материалов по всем направлениям психолого-педагогической и социально-адаптационной деятельности; изучение и внедрение современных форм и методов профориентационной работы и психологической поддержки населения области.
Уровневую модель управления процессами сопровождения профессионального самоопределения обучающихся можно представить в виде пирамиды, которая условно разделена на четыре уровня: локальный, муниципальный, региональный, федеральный (рис. 2).