Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



3. Актуальность проблемы организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области


Постоянные изменения социально-экономической ситуации требуют корректировки в сфере подготовки специалистов, готовности к появлению новых профессий и, следовательно, периодического внесения корректив в проектируемую систему сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. В связи с этим реализация настоящей Концепции предусмотрена в форме последовательно сменяющих друг друга этапов. Современный этап профориентационной работы в Челябинской области обусловлен потребностями региональной экономики в кадрах и опирается на данные "Информационной системы прогнозирования и планирования кадровой обеспеченности Челябинской области", обеспечивающей прогноз потребности Челябинской области в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Практическая ценность прогнозирования заключается в подготовке заблаговременно научно обоснованных проектов и предполагает выявление желательного направления развития региона.


Прогнозирование потребности региональной экономики в кадрах в настоящее время становится основой разработки системы управления трудовым и образовательным потенциалом региона и нацелено на определение объема и структуры подготовки кадров, соответствующих потребностям региональной экономики и решению задач, поставленных Стратегией социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года. На этой основе возникает возможность и необходимость совершенствования регионального управления, нацеленного на обеспечение сбалансированного рынка труда, рынка образовательных услуг, построения системы профориентационной деятельности.


За последние десять лет наметились существенные сдвиги в распределении валового регионального продукта Челябинской области по отраслям: сократилась роль отраслей таких видов экономической деятельности, как "Обрабатывающие производства", "Оптовая и розничная торговля", "Транспорт и связь" в формировании конечного общественного продукта; в то же время возросло участие отраслей "Операции с недвижимым имуществом", "Здравоохранение и предоставление социальных услуг", "Добыча полезных ископаемых", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Образование", "Государственное управление". Таким образом, в экономике региона продолжаются структурные сдвиги, в том числе и в сторону отраслей непроизводственной сферы, что находит отражение в структуре спроса экономики на рабочую силу.


Сокращение числа выпускников технических специальностей привело к тому, что квалифицированные специалисты высшего эшелона отдельных отраслей производства вплотную подошли к пенсионному возрасту, рабочие профессии у молодежи не популярны, а уровень среднего руководящего состава требует серьезного пополнения и повышения квалификации. Проблема будет решена только тогда, когда спрос на специалистов различных сфер экономики будет равен предложениям, поступающим от образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования в связи с трудоустройством своих выпускников.


В свою очередь, абитуриенты, поступающие в образовательные организации профессионального и высшего образования, должны иметь возможность после завершения обучения работать по специальности. Получая соответствующее образование, они должны не только связывать с будущей профессией (специальностью) свои профессиональные планы, но и реализовывать их в процессе трудовой деятельности.


Следует отметить, что наиболее ощутимый недостаток обеспечения потребности экономики Челябинской области выпуском лиц, овладевших профессиональным образованием, сложился в рамках таких укрупненных групп специальностей, как 15.00.00 Машиностроение, 22.00.00 Технологии материалов, 35.00.00 Сельское, лесное, рыбное хозяйство, 38.00.00 Экономика и управление, 46.00.00 Исторические науки и археология.


Прогноз общей кадровой потребности Челябинской области показал, что при сохранении существующих тенденций в развитии экономики региона и ее отраслей в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет наблюдаться небольшой прирост кадровой потребности. К концу среднесрочного периода (2024 год) по отношению к 2019 году прогнозируется прирост потребности на 3,09 %, а к концу долгосрочного периода (2036 год) кадровая потребность прирастет еще на 2,49 %. Невысокий рост потребности в кадрах в условиях развивающейся экономики объясняется ростом производительности труда в результате автоматизации, цифровизации производственных процессов в сфере материального производства и сфере услуг.


Складывающаяся ситуация требует разрешения противоречия между спросом на специалистов различных сфер экономики и предложением образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования с учетом показателей трудоустройства выпускников.


Профессиональное самоопределение человека обуславливает личный успех в трудовой деятельности и является обеспечивающей основой в его карьерном росте. Однако, как показывают современные исследования, за последнее время возросло количество выпускников школ, не определившихся в профессиональных намерениях.


По результатам мониторинга образовательных предпочтений выпускников 9 классов, проводимого ГБНОУ ОК "Смена" в 2020 году, менее 50 % обучающихся 9 классов определились с направлением профессионального образования, причем всего 10 % из них ориентированы на рабочие профессии. Кроме того, около 50 % обучающихся, рассматривая для себя обучение в системе среднего профессионального образования, учитывают узкий спектр выбираемых профессий и специальностей и не владеют информацией о наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессиях.


Мониторинг образовательных предпочтений выпускников 11 классов 2019 года, проводимый ГБУ ДПО "РЦОКИО", показал, что фактические результаты поступления в учебные заведения выпускников Челябинской области во многом соответствуют их целевым установкам. Результаты анкетирования показали: 82 % выпускников были ориентированы на поступление в организации высшего образования, в организации профессионального образования - 8 %. По итогам приемной кампании 2019 года большинство из тех, кто планировал поступать в организации высшего образования, были в них зачислены (75 %). Те выпускники, кому это не удалось, поступили в профессиональные образовательные организации, в связи с чем процент поступивших в них на 10 % превышает процент желающих получить среднее профессиональное образование. Кроме того, была выявлена тенденция увеличения процента поступивших на программы среднего профессионального образования по мере снижения среднего балла ЕГЭ. Наиболее популярными специальностями высшего образования среди выпускников Челябинской области стали следующие направления подготовки: "Экономика и управление", "Информатика и вычислительная техника", "Педагогика", "Медицина", "Юриспруденция". Стоит отметить и тот факт, что обучающиеся довольно часто выбирают специальности технической направленности. Вместе с тем, данный мониторинг выявил и проблему ранней профессиональной ориентации: лишь 16 % выпускников 11 классов задумались о своей будущей специальности в 5 - 9 классах. Большинство респондентов (78 %) приняли решение о будущем месте обучения в старших классах. При этом рынок труда и особенности современной социально-экономической ситуации обуславливают необходимость профессионального самоопределения человека в более раннем возрасте, с целью формирования у него к моменту окончания школы осознанного профессионального выбора и определения пути дальнейшего профессионального образования.


На профессиональное самоопределение человека влияет множество факторов. Семья, повседневное общение в социуме, средства массовой информации воздействуют на этот процесс не меньше, чем специально организованные профориентационные мероприятия в образовательных организациях и на производственных предприятиях.


Социальная миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения населения состоит в формировании единого профориентационного пространства Челябинской области, способного сбалансировать интересы обучающихся и их семей, работодателей, образовательных организаций разного типа и уровня, государства, общественных структур, специалистов в области профориентации. Однако следует понимать, что в приоритете профессионального самоопределения будут находиться все-таки интересы личности. Профессиональный выбор должен быть реализован как предмет социального договора, основными субъектами которого являются оптант (если несовершеннолетний, то его родитель (законный представитель)), работодатель. Согласование интересов личности, экономической сферы, общества и государства должно рассматриваться как конечный результат, и как основной показатель эффективности деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, и как проблема, которую необходимо решать в самом непосредственном будущем.


Таким образом, актуальность проблемы сопровождения профессионального самоопределения как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями обучающихся. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся по своему назначению должно оказать существенное влияние на выбор жизненного пути человека, адаптацию его в выбранной профессии и рациональное распределение трудовых ресурсов.