Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



4. Основные идеи Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области


1. Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся, ее регионально-государственная координация


Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области должно представлять собой комплексный процесс, осуществляемый в единой профориентационной среде и координируемый на региональном уровне.


Создание единой среды предполагает приобщение к сопровождению профессионального определения обучающихся специалистов различных профессиональных профилей из образовательных организаций всех уровней (педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, классных руководителей, социальных педагогов, педагогов-психологов, профконсультантов, мастеров производственного обучения, наставников на производстве и др.). Необходимо четкое определение их конкретных задач в обеспечении единого процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Объединение всех факторов влияния в одну систему, которая бы безотказно "работала" на личность, учитывая при этом ее предпочтения и возможности в согласии с потребностями регионального рынка труда, должно обеспечить создание и наполнение такой единой профориентационной среды.


Риском для этой ситуации становится несоотнесенность задач субъектов сопровождения и несогласованность их действий. Миссия работы по сопровождению профессионального самоопределения состоит в том, чтобы согласовать и выровнять действия в отношении субъекта профессионального выбора, оказывая помощь при необходимости и формируя компетенции профессионального выбора.


Не сформировав единой профориентационной среды, основанной на сочетании разных подходов - личностно-, социально-, экономически-, государственно-ориентированного, трудно ожидать планируемого конечного результата сопровождения - повышения качества трудовых ресурсов (с точки зрения производительности труда, качества профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью). В этих результатах заинтересовано множество социальных субъектов (обучающиеся и их семьи, работодатели, образовательные организации разного типа и уровня, государство, общественные структуры, специалисты в области профориентации). Поэтому очень важно, чтобы не только цели, но и различные направления данной работы и соответствующие методы не противоречили, а взаимно дополняли друг друга.


Централизованная координация процессов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся области необходима для того, чтобы процесс обновления профессионального поля был адекватным вызовам времени и обеспечивал единую политику данной работы в регионе.


2. Дифференцированный, компетентностный и многоуровневый подходы к сопровождению профессионального самоопределения обучающихся


Одним из центральных условий организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся выступает дифференцированный подход к организации процессов сопровождения, предполагающий учет существующих различий в целях, интересах заказчиков и благополучателей, в территориальных и семейных ситуациях.


В условиях социально-экономической модернизации России происходит переход от одной модели профессионального самоопределения - "человек для работы", к модели - "работа для человека". Последняя модель предполагает создание рабочего места "под себя", осуществляемое путем формирования индивидуального набора профессиональных компетенций в ситуации практически неограниченного выбора одной из множества профессионально-образовательных траекторий.


Однако ситуация многоукладности Челябинской области, где крупные многофункциональные города соседствуют с малыми индустриальными городами и сельскими территориями, делает невозможным построение общей идеологии в кадровой и профориентационной сфере. Для населения сельских территорий, поселков и малых городов, окружающих мегаполис Челябинск, существует целый ряд ограничений: небольшое количество учреждений профессионального образования, которые осуществляют подготовку по ограниченному перечню профессий и специальностей; узкий спектр профессий, востребованных местной экономикой; материальные трудности, препятствующие территориальной мобильности выпускников образовательных учреждений. Здесь профессиональное самоопределение происходит в условиях узкого, крайне ограниченного выбора.


В индустриально развитых городах Челябинской области профессиональное самоопределение личности реализуется в форме разового выбора одной из множества достаточно жестких карьерных траекторий, корректирует выбор профессиональной деятельности в соответствии с потребностями экономической сферы региона.


Современное общество, в котором социальное и профессиональное самоопределение выступает одним из центральных механизмов социально-экономического развития и представляет собой непрерывный процесс, закладывает такие новые социальные нормы, как: неоднократное профессионально-образовательное самоопределение; полипрофессионализм; использование ресурсов профессионального образования для обеспечения индивидуального набора компетенций. В данных условиях актуальной становится помощь человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного построения индивидуальной образовательной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.


Наиболее важным это становится для особой категории обучающихся, имеющих инвалидность и/или ограниченные возможности здоровья (далее - обучающиеся с ОВЗ). Для них должна быть создана особая доступная среда формирования целостной картины мира профессий.


Разные жизненные стратегии семей также детерминируют применение дифференцированного подхода. Семья выступает в качестве одного из центральных факторов, оказывающих влияние на процесс профессионального самоопределения обучающихся. Часто именно жизненные задачи, стоящие перед семьей, определяют профессиональный выбор выпускника школы. Эти задачи могут быть принципиально различными: скорейшее завершение процесса профессионального самоопределения и включение ребенка в самостоятельную профессионально-трудовую деятельность; выбор "доходной" профессии (социально-экономические); престижность образования и выход в социально-элитные позиции (социально-интеллектуальные); осуществление свободного самоопределения на основе мотивов поиска своего призвания, самореализации, совершенствования профессии и себя в профессии, социального служения (социально-духовные).