Действующий

Об утверждении Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области



5. Принципы организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области


"Принцип" в переводе с латинского языка обозначает основу, первоначало, руководящую идею, основное правило, основное требование к деятельности, поведению и пр. Применительно к профессиональному самоопределению обучающихся и его организационно-педагогическому сопровождению - это есть исходное требование, вытекающее из закономерностей оптимальной организации этих процессов, их эффективной реализации, приводящей к планируемому результату. Основной закономерностью процесса сопровождения профессионального самоопределения обучающихся является диалектическое единство содержания, принципов, аспектов, форм и компонентов работы по сопровождению профессионального самоопределения в целостном педагогическом процессе, осуществляемом в тесной взаимосвязи общеобразовательных организаций, семьи, работодателей, общественности, образовательных организаций профессионального образования.


Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности нельзя осуществлять без учета некоторых важных аспектов ее разрешения: образовательно-развивающего, социально-экономического, правового, личностно-общественного, психолого-педагогического, психофизиологического, медицинского.


Образовательно-развивающий аспект предусматривает решение проблемы профориентации в органической связи с обучением, воспитанием, развитием и социализацией обучающихся. Поэтому очень важно, чтобы каждый учитель (преподаватель), не нарушая логики изучения своего предмета, постоянно решал вопросы профессиональной ориентации учащихся в процессе обучения.


Личностно-общественный аспект ставит задачей реализацию в профессиональном самоопределении обучающихся как личных, так и общественных интересов. Очень важно при этом приходить к согласованию интересов личности и экономики региона, формируя при этом свободную, сознательно организованную, конкурентную личность.


Социально-экономический аспект предусматривает вопросы анализа реальной потребности Челябинской области в кадрах, выявления их оптимальных перспектив в условиях рынка труда с учетом процессов развития экономики.


При этом ставится задача выявления социально активной личности, свободно выбирающей профессию в соответствии со своими способностями.


Каждый обучающийся имеет различные психофизиологические особенности, темперамент, характер. Правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию и здоровью. В этом и состоит суть психофизиологического аспекта в решении задач профориентации учащихся.


Воспитание у обучающихся потребности к труду, формирование у них мотивов профессионального выбора, интереса, склонностей и направленности к будущей профессиональной деятельности входят в содержание психолого-педагогического аспекта сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области.


Медицинский аспект предусматривает анализ показаний и противопоказаний обучающихся к избранной профессии в соответствии с их состоянием здоровья.


Правовой аспект деятельности по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся включает правовое просвещение и соблюдение ограничений и льгот, предусмотренных по охране прав личности, избирающей интересующую профессию.


Принципы организации сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области можно разделить на две категории.


Общепедагогические принципы:


1. Принцип диалектической связи и взаимообусловленности исходит из того, что обучение, воспитание, развитие и социализация в их единстве должны способствовать решению одной из общих задач - профессиональному самоопределению обучающихся.


2. Принцип научной обоснованности, предполагающий обязательность теоретико-методологического обоснования любых направлений работы, в рамках реализации настоящей Концепции на основе комплекса современных научно-теоретических подходов, эмпирических исследований и практической апробации.