Модель профилизации полилингвальных многопрофильных школ строится на основе системно-деятельностного подхода, концепции личностно ориентированного образования, развивающего образования, концептуальных положений о педагогической поддержке.
Ориентиры многопрофильной школы:
создание условий для вариативного выбора семьями большого спектра образовательных услуг;
возможность создания сильных педагогических коллективов, способных транслировать лучшие педагогические практики, развивать внутри образовательной организации педагогическое мастерство;
расширение возможности образовательного выбора у обучающихся при переходе на профильное обучение с дальнейшей ориентацией на выбор будущей профессии;
обеспечение экономической эффективности процессов, которая выражается в рациональном использовании финансовых средств, позволяющем рассматривать образование как непрерывную управляемую систему с оптимальным принятием экономических решений по вопросам формирования кадрового потенциала (полноценная нагрузка учителя, возможность профессионального сотрудничества), создания единой материально-технической базы.
Профилизация образования осуществляется через:
углубленное изучение профильных предметов в рамках основной образовательной программы полилингвальных многопрофильных школ;
освоение вариативных модульных дисциплин, учебных курсов по определенному направлению по выбору обучающегося (персональная траектория развития обучающегося) с привлечением экспертов из числа профессорско-преподавательского состава ведущих вузов;
проектную и исследовательскую деятельность, при которой обучающийся должен уметь выполнять проекты и исследования длительностью до полугода при экспертной поддержке производственных организаций, представителей бизнеса, высокотехнологичных компаний, а также приглашенных специалистов из числа преподавателей ведущих вузов и профильных организаций.
В полилингвальных многопрофильных школах профильное образование реализуется начиная с 5 класса.
Период ранней профилизации является подготовительным в профильном обучении. Он позволяет сформировать теоретический тип мышления, личностные качества, такие как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, ответственность за полученные результаты.
Главная задача ранней профилизации в полилингвальных многопрофильных школах - формирование общеучебных (метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии, а также гибкости критического мышления и других интеллектуальных качеств, заинтересованности детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста.
В полилингвальных многопрофильных школах возможно введение следующих профилей: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический, медицинский и другие. Названные профили не исчерпывают всего перечня возможных вариантов, определяются исходя из социального заказа родителей, индивидуальных интересов (запросов) обучающихся.