Концепция развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (далее - Концепция) разработана на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р об открытии полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций (далее - полилингвальные многопрофильные школы) в Республике Башкортостан.
Концепция разработана с учетом общегосударственных и этнокультурных потребностей народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик и особенностей функционирования системы образования в Республике Башкортостан.
Необходимость в полилингвальном многопрофильном образовании определяется тенденциями к интеграции в культурной, социальной, политической и экономической сферах. Полилингвальное многопрофильное образование обеспечивает обучающимся широкий доступ к информации в различных предметных сферах, получение новых знаний в соответствии с индивидуальными потребностями, широкие возможности непрерывного образования, что, в свою очередь, способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке профессиональных и трудовых услуг. В связи с этим полилингвальность образования является одним из основных векторов развития международного образовательного пространства.
Полилингвальность образования способствует формированию гражданской идентичности обучающихся, опираясь на разнообразие языков и культур народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, и развивается в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по формуле "регион - страна - мир".
Основной вектор полилингвального образования - приобщение обучающихся к культурному богатству народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира средствами нескольких языков (родного, русского, одного и (или) нескольких иностранных), знакомство обучающихся с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе взаимоуважения и межнационального согласия.
Полилингвальное образование представляет собой целенаправленную социализацию обучающихся, обеспечивающую:
на познавательном уровне - освоение традиций родной, российской и мировой культур, культурно-исторического наследия и социального опыта человечества;
на ценностном уровне - формирование готовности к межкультурной коммуникации, созидательной и ответственной позиции по отношению к миру, уважения к другим людям, народам, культурам;
на оценочном уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
на деятельностном уровне - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной идентичности, постоянное саморазвитие и самореализацию.