Цель Концепции - регулирование развития сети полилингвальных многопрофильных школ Республики Башкортостан как опорных узлов образовательной экосистемы для развития поликультурной личности, владеющей несколькими языками, способной на профессиональное самоопределение, стремящейся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Образовательная экосистема - интегрированная среда, в которой участники образовательных отношений взаимодействуют друг с другом, а также с инновационными продуктами, технологиями, методиками обучения и воспитания, другими элементами образовательной экосистемы.
Образовательная экосистема развивает у обучающихся умение учиться и переучиваться, адаптироваться к разным ситуациям посредством различных образовательных форматов: постоянно развивающихся глобальных онлайн-платформ, дающих представление о картине мира (общие и базовые ценности, профессиональные знания); сообществ практиков, где обучающиеся взаимодействуют с признанными профессионалами, реализуют проекты, работают в командах, занимаются любимым хобби (кружки, группы, форумы, конференции, профессиональные объединения); траекторий персонального обучения.
Ключевой задачей деятельности сети полилингвальных многопрофильных школ является обеспечение возможностей базовых уровней субъектности:
личностного уровня - инфраструктуры формирования самоопределения и устойчивого целеполагания, экосистемы возможностей, реализующей персональные запросы обучающихся, среды раскрытия потенциала каждого обучающегося;
социального уровня - среды развития культуры внимания и уважения участников образовательных отношений друг к другу, центра межкультурной коммуникации;
глобального уровня - среды формирования навыков работы со сложностью и неопределенностью, таких, как смелость, умение воспринимать неопределенность как возможность, предпринимательское мышление, гибкость, эмоциональная устойчивость, самореализация.
Сеть полилингвальных многопрофильных школ строится и развивается на основе следующих принципов:
функциональной языковой грамотности, предполагающей функциональное многоязычие, изучение языков и культур как инструментов познания мира;
поликультурности, то есть языковой компетенции, обеспечивающей формирование личности, владеющей несколькими языками и открытой внешнему миру. Многонациональная, поликультурная, полилингвальная среда выступает как источник обогащения национальной идентичности, языка и культуры обучающегося;
персонализации, когда содержание и формы образования учитывают потребности, интересы и способности каждого обучающегося, когда сами обучающиеся выступают авторами индивидуальных и коллективных образовательных маршрутов и способны самоорганизовываться в сообщества, формировать образовательный опыт;
сотрудничества, при котором образование рассматривается как желаемая модель социальных отношений с горизонтальной коммуникацией и новыми ролями участников образовательных отношений, а также как партнерская модель управления образовательным процессом, вовлечения семей и других заинтересованных участников образовательных отношений в формирование политики и стратегии развития организации, детского самоуправления;
активности, предполагающей самостоятельный выбор обучающимися образовательных моделей, ожидаемых результатов образования, образовательного контента и моделей оценки образовательных результатов;
вариативности, при которой образование направлено на саморазвитие и самоопределение, строится вокруг потребностей и способностей обучающихся и предоставляет возможность выбора содержания и форм образовательной деятельности;