Правительство Республики Башкортостан постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (далее - Концепция).
2. Министерству образования и науки Республики Башкортостан совместно с заинтересованными республиканскими органами исполнительной власти:
обеспечить реализацию Концепции;
в двухмесячный срок внести в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан на утверждение план мероприятий по реализации Концепции.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Бадранова А.Ш.
Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНЫХ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Концепция развития полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций Республики Башкортостан (далее - Концепция) разработана на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года N 808-р об открытии полилингвальных многопрофильных общеобразовательных организаций (далее - полилингвальные многопрофильные школы) в Республике Башкортостан.
Концепция разработана с учетом общегосударственных и этнокультурных потребностей народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик и особенностей функционирования системы образования в Республике Башкортостан.
Необходимость в полилингвальном многопрофильном образовании определяется тенденциями к интеграции в культурной, социальной, политической и экономической сферах. Полилингвальное многопрофильное образование обеспечивает обучающимся широкий доступ к информации в различных предметных сферах, получение новых знаний в соответствии с индивидуальными потребностями, широкие возможности непрерывного образования, что, в свою очередь, способствует повышению их конкурентоспособности на мировом рынке профессиональных и трудовых услуг. В связи с этим полилингвальность образования является одним из основных векторов развития международного образовательного пространства.
Полилингвальность образования способствует формированию гражданской идентичности обучающихся, опираясь на разнообразие языков и культур народов Республики Башкортостан и Российской Федерации, и развивается в широком общероссийском и мировом культурно-цивилизационном контексте по формуле "регион - страна - мир".
Основной вектор полилингвального образования - приобщение обучающихся к культурному богатству народов Республики Башкортостан, Российской Федерации и мира средствами нескольких языков (родного, русского, одного и (или) нескольких иностранных), знакомство обучающихся с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе взаимоуважения и межнационального согласия.
Полилингвальное образование представляет собой целенаправленную социализацию обучающихся, обеспечивающую:
на познавательном уровне - освоение традиций родной, российской и мировой культур, культурно-исторического наследия и социального опыта человечества;
на ценностном уровне - формирование готовности к межкультурной коммуникации, созидательной и ответственной позиции по отношению к миру, уважения к другим людям, народам, культурам;
на оценочном уровне - формирование умения четко формулировать собственное отношение к событиям и явлениям, ясно выражать свою точку зрения и аргументировать высказываемые суждения;
на деятельностном уровне - активное взаимодействие с представителями различных культур при сохранении собственной идентичности, постоянное саморазвитие и самореализацию.
Билингвальное образование - целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами двух языков (русского, родного или иностранного), когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения мира специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа обучающегося, которая определяется его образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования;
лингвокультурологические компетенции - это способность понимать культурно-национальную ментальность носителей языка, национальную специфику языковой картины мира, национально-культурный компонент значения языковых единиц;
лингвострановедческая компетенция - это знание национальных обычаев, традиций, реалий страны изучаемого языка, способность извлекать из единиц языка страноведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации;
международная сертификация знания башкирского языка - международная система оценки знания башкирского языка, позволяющая определить уровень и навыки владения языком у людей, для которых башкирский язык не является родным;
поликультурная личность - это личность, воспринимающая себя в качестве субъекта диалога культур, имеющая активную жизненную позицию, обладающая развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, умением жить в мире и согласии с людьми как представителями разных культурных групп, способная к успешному самоопределению;
поликультурное образование - часть современного общего образования, способствующая усвоению обучающимися знаний о других культурах, пониманию общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения к иным культурным системам и в целом формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении;
полилингвальное образование - целенаправленный процесс приобщения к мировой культуре средствами нескольких языков (родного, русского, одного и (или) нескольких иностранных), когда изучаемые языки выступают в качестве способа постижения сферы специальных знаний, усвоения культурно-исторического и социального опыта различных стран и народов;
полилингвальные многопрофильные школы - общеобразовательные организации, в которых образовательный процесс реализуется в нескольких направлениях профильной подготовки учащихся, включает изучение не менее чем трех языков и обучение на этих языках;
родной язык (первый язык) - это язык, который человек усваивает с раннего детства без специального обучения, находясь в соответствующей языковой среде;
субъектность - определенный набор качеств человека, которые характеризуют сферу его деятельностных способностей, его способность к творческой активности и другое;
траектория персонального обучения - это персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовании, понятие, которое по смыслу шире индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы и включает в себя личностный выбор образовательного пути, умение планировать образовательную траекторию, знание рынка образования, знание трудоустройства и развития карьеры;
фандрайзинг - привлечение сторонних ресурсов для реализации социально значимых задач, культурных проектов или поддержания существования организации;
форсайт - (от англ. Foresight - взгляд в будущее, предвидение) - инновационный инструмент, технология моделирования будущего, долгосрочного прогнозирования, способ построения согласованного и взвешенного образа будущего;
школа полного дня - это образовательная организация, позволяющая наиболее полно объединить учебную и внеучебную сферы деятельности обучающегося в условиях учебного сообщества, сформировать образовательное пространство организации, способствующее реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
этнокультурное образование - это образование, направленное на формирование этнокультурной идентичности личности путем приобщения к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности с одновременным освоением ценностей мировой культуры;
CustDev (Customer development) - тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях;
DesignThinking (дизайн-мышление) - методология решения задач, основывающаяся на творческом подходе;
ESOL Pitman Qualifications (English for Speakers of Other Languages) - экзамен на общее знание английского языка для носителей других языков, разработанный Институтом Pitman-Training, ориентированный на практическое применение языка в решении повседневных задач и призванный подтвердить соответствие знаний международным стандартам, повысить конкурентоспособность на мировом рынке труда;
FCE (B2 First Certificate in English) - один из самых популярных кембриджских экзаменов на оценку знания английского языка на уровне B2 (Upper-Intermediate - уровень выше среднего, уровень владения языком, предполагающий свободное общение практически во всех сферах жизни), который считают действительным многочисленные компании и учебные заведения по всему миру;
IELTS (International English Language Testing System) - международная система оценки знания британского варианта английского языка, позволяющая определить уровень и навыки владения английским языком у людей, для которых он не является родным (более 145 стран принимают сертификат IELTS);
IPMA (International Project Management Association) - Международная ассоциация управления проектами - некоммерческая профессиональная ассоциация, призванная объединить специалистов в области управления проектами из разных частей мира, главной целью деятельности которой является содействие развитию компетенций в управлении проектами среди специалистов, проектных команд и организаций во всех областях созидательной деятельности во всемирном масштабе;
Lean Management (бережливое производство) - концепция управления, которая основана на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь;
Lean Kanban - вероятностный подход к оценке проектов;
MOOK (Massive Open Online Courses) - массовые открытые онлайн-курсы - обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет;
PMBOK (Project Management Body Of Knowledge) - сумма профессиональных знаний по управлению проектами;
SCRUM (SCRibing Unified Methodology) - наиболее действенная и популярная методология управления проектами при разработке информационных систем и программного обеспечения;
TOC (The theory of constraints) - теория ограничений - методология управления системами в различных видах деятельности, базирующаяся на поиске и управлении ключевым ограничением системы, которое предопределяет успех и эффективность всей системы в целом;
TOEFL (Test of English as a Foreign Language) - стандартизованный тест на знание американского варианта английского языка, результаты которого могут использоваться для подтверждения уровня владения английским языком абитуриентами из неанглоязычных стран для поступления в зарубежные вузы (более 130 стран принимают сертификат TOEFL).
Концепция основывается на следующих федеральных и республиканских нормативных правовых актах: