________________
* Рисунок 91 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Источник: EY, анализ проектной команды
Проблема выбора профессии детьми не в соответствии со своим потенциалом и интересами, а под влиянием мнения родителей, зачастую стереотипного (экономика, юриспруденция), может быть решена с помощью развития системы дополнительного образования для расширения возможностей выбора будущей профессии в соответствии с индивидуальными особенностями личности ребенка. Также возможно улучшение проводимой профориентационной работы в муниципальных общеобразовательных учреждениях, в том числе с помощью новых методик, сотрудничества вузов и бизнеса, стимулирования учащихся к получению профессионального образования в приоритетных отраслях.
Необходима инициация опережающей программы подготовки кадров для флагманских проектов и направлений развития, определенных в Стратегии. Существенное влияние на переориентацию выбираемых направлений образования должно оказать формирование совместного с бизнес-структурами муниципального заказа на конкретные специальности и различные уровни подготовки специалистов. Данный муниципальный заказ должен существовать в форме трехстороннего механизма подготовки наиболее дефицитных кадров - целевой программы, инициированной Администрацией исходя из мониторинга кадровых потребностей экономики города. Формат такой целевой программы с финансированием со стороны бизнеса может быть реализован на конкурсной основе с привлечением как учебных заведений города, так и вузов и ссузов из других регионов и стран.
Развитие системы образования полного цикла по всему спектру дисциплин с особым упором на востребованные для города дисциплины ("образование через всю жизнь").
Для создания и привлечения креативного человеческого капитала (основы наиболее производительного среднего класса) необходимо создать систему полного цикла подготовки и переподготовки специалистов. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на увеличение охвата учреждениями дополнительного образования детей и подростков (от 5 до 18 лет). Необходимо сократить дефицит педагогов системы дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно для инвалидов слуха и зрения. Для таких детей необходима разработка специализированных программ обучения, подготовка специалистов-педагогов, мотивация родителей на взаимодействие с социальной средой. Также необходимы программы переобучения пенсионеров и формирование условий для создания рабочих мест, на которые смогут претендовать пенсионеры.
Формирование конкурентоспособного образовательного кластера.
Формирование образовательного кластера создает синергетический эффект между наукой, бизнесом и социумом за счет их тесного взаимодействия в реализации коммерчески привлекательных прикладных исследовательских проектов. Примерами такого сотрудничества могут служить кластеры Новосибирского государственного технического университета, Казанского национального исследовательского технологического университета, Уфимского государственного авиационного технического университета и Самарского государственного университета. По данным "Навигатора образовательных кластеров", эти университеты лидируют по следующим показателям:
удельный вес зачисленных абитуриентов, имеющих заключенные договоры с компаниями - участниками кластера;
удельный вес выпускников вузов кластера, трудоустроенных в течение года на предприятия участников кластера;
удельный вес программ обучения, в реализации которых принимают участие компании - резиденты кластера;
объем средств, полученных от НИР и НИОКР, выполняемых вузами кластера для компаний - резидентов кластера.
Стратегические цели, целевые показатели и меры по их достижению в сфере образования.
Цель Стратегии в сфере образования - создать условия для обучения и развития человеческого капитала и обеспечить современные передовые стандарты качества жизни для того, чтобы каждый человек мог получить образование в соответствии со своими запросами и возможностями.