В соответствии со статьей 25 Устава муниципального образования город Краснодар, рассмотрев постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 09.09.2020 N 3837, городская Дума Краснодара решила:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар до 2030 года (прилагается).
2. Опубликовать официально настоящее решение.
3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на комитет городской Думы Краснодара по вопросам экономики, финансово-бюджетной и налоговой политики (Дьяченко).
Председатель
городской Думы Краснодара
В.Ф.ГАЛУШКО
СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР ДО 2030 ГОДА
Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар (далее - Стратегия) разработана с соблюдением требований нормативно-правовых актов Российской Федерации, Краснодарского края и муниципального образования город Краснодар (далее - город Краснодар).
Характерными особенностями Стратегии являются:
отражение всероссийских тенденций социально-экономического развития, в том числе в сфере стратегического планирования;
опора на методологии и идеи, определяемые Правительством Российской Федерации;
направленность на использование ресурсного потенциала федеральных и региональных отраслевых программ, а также взаимодействие с федеральными и региональными властями для реализации мероприятий, которые выходят за рамки компетенции органов местного самоуправления, но оказывают непосредственное влияние на городское развитие;
учет как опыта проведения комплексной трансформации городов, так и реализации отдельных проектов и направлений в этой сфере в России и за рубежом.
Главной целью Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года (далее - Стратегия Краснодарского края) является "становление региона как глобального устойчивого конкурентоспособного региона умных, здоровых и творческих людей, магнита для талантов и предпринимателей, лидера Южного полюса роста России".
Для достижения главной цели в Стратегии Краснодарского края определены следующие стратегические цели развития Краснодарского края в разрезе семи направлений конкуренции.
1. Рынки. Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на российском рынке, лидеры - глобально конкурентоспособны. Сформированы сбалансированные кластеры - лидеры развития Южного полюса роста.
2. Институты. Край предпринимательства (на уровне крупного, среднего и малого бизнеса), конкурентоспособных кластеров и эффективного государственного управления на основе сбалансированной системы государственных, частных, государственно-частных и общественных институтов:
Краснодарский край - родина национальных предпринимателей-чемпионов;
в Краснодарском крае сформирован портфель конкурентоспособных кластеров умной экономики, сфокусированных на развитии национальных чемпионов;
эффективно работает государственное управление третьего поколения (Госуправление 3.0) Краснодарского края: система ориентированного на человека государственного управления, которая обеспечивает устойчивый рост качества жизни населения, сопоставимый со средним уровнем по странам Организации экономического сотрудничества и развития, и реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей;
созданы благоприятные условия для развития гражданского общества как основы устойчивости и конкурентоспособности региона.
3. Человеческий капитал. Регион-лидер в накоплении человеческого капитала как ключевого актива - основы долгосрочной конкурентоспособности, обеспечивший лучшие условия для развития и самореализации жителей Краснодарского края - гостеприимных, открытых, мотивированных людей, умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслаждающихся долголетием.
4. Инновации и информация. Территория умной экономики, ориентированной на реализацию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России.
5. Природные ресурсы и устойчивое развитие. Регион, обладающий разнообразными (в т.ч. уникальными) природными системами, сберегаемыми для будущих поколений, и высоким уровнем экологической безопасности, эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого развития для обеспечения высокого качества жизни населения края и воспроизводства человеческого потенциала России.
6. Пространство и реальный капитал. Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчивой системой расселения в парадигме "умных городов и сел", созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные традиции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья; рационально и эффективно используемое комфортное пространство жизнедеятельности населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания.
7. Инвестиции и финансовый капитал. Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных для инвестиций (в том числе иностранных) субъектов Российской Федерации, ключевые субъекты края инвестиционно привлекательны на мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, консолидированный бюджет Краснодарского края сбалансирован и имеет низкую зависимость от федерального уровня.
Город Краснодар, как административный центр Краснодарского края, оказывает ключевое влияние на развитие региона в целом, достижение большинства стратегических целей. Стратегия Краснодарского края предполагает участие города Краснодара в региональных программах и реализацию стратегических проектов, которые окажут симбиотический эффект на развитие как региона, так и города.
При разработке Стратегии учтен принцип соответствия стратегических целей и направлений развития города приоритетам и целям, определенным Стратегией Краснодарского края.
Объединение усилий муниципального и регионального уровня, с одной стороны, необходимо в связи с отсутствием у города полномочий в реализации проектов и управлении определенными сферами жизни города, а с другой - требуется для сопровождения реализации региональных проектов на локальном уровне. Например, для города Краснодара содействие региональных властей необходимо для повышения качества медицинских услуг, строительства новых медицинских учреждений, обеспечения оборудованием и повышения уровня заработной платы медицинских работников, так как развитие здравоохранения в городе относится к ведению региональных властей.
Для края содействие местного самоуправления необходимо, например, при реализации регионального проекта "Торгово-транспортно-логистический кластер "Южный экспортно-импортный хаб", предполагающего строительство аэропорта в городе Краснодаре, в части инфраструктурного обеспечения, выделения земель и прочего.
Синергетический эффект от совместной работы властей федерального, регионального и муниципального уровней способствует достижению целей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации до 2024 года", Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края и Стратегией социально-экономического развития муниципального образования город Краснодар.
Город Краснодар - административный, деловой, образовательный, научный и культурный центр Краснодарского края.
Город Краснодар расположен на Кубано-Приазовской (Прикубанской) низменности, на правом берегу реки Кубани, в 1353 км к югу от Москвы. На северо-востоке город Краснодар граничит с Динским, а на западе - с Красноармейским районами Краснодарского края, на юге, по акватории реки Кубани - с Тахтамукайским районом Республики Адыгея, на востоке - с Усть-Лабинским районом Краснодарского края. Рельеф местности - степной, климат - умеренно-континентальный.
В Южном федеральном округе город Краснодар занимает выгодное экономико-географическое положение и стоит на транспортных магистралях, связывающих центр России с портами Черного и Азовского морей, а также курортами Черноморского побережья Кавказа. В юго-восточной части города Краснодара расположено Кубанское водохранилище, построенное в 1973 году для обеспечения выполнения производственных и мелиоративных мероприятий.
Город Краснодар является крупным транспортным узлом, где есть воздушный, железнодорожный и речной транспорт, а также развитая сеть автобусов, троллейбусов и трамваев. Из аэропорта выполняются регулярные и чартерные рейсы в различные города России и других стран СНГ, а также в страны дальнего зарубежья, с полной нагрузкой работают 3 железнодорожных вокзала. Через город Краснодар проходят имеющие стратегическое значение автотрассы, которые связывают город с Азово-Черноморским побережьем, Ростовской областью и Ставропольским краем. По реке Кубани осуществляется движение речного транспорта в акваторию Азовского моря.
Территория в границах муниципального образования составляет 841,4 кв. км (1,1% территории Краснодарского края). Город разделен на четыре внутригородских округа - Западный, Карасунский, Прикубанский и Центральный. В границах округов находятся 5 сельских округов и 29 сельских населенных пунктов.
В 2017 году по официальным статистическим данным в муниципальном образовании город Краснодар проживало 990,2 тыс. чел., плотность населения - 1177 чел./кв. км. Число горожан увеличивается как за счет естественного (с 2009 года), так и за счет миграционного прироста (с 2006 года). Городское население составляет более 90%, сельское - 9,8%. Среднегодовая численность занятых в экономике города непрерывно растет - с 404,2 тыс. чел. в 2005 году до 623,9 тыс. чел. в 2017 году. Одной из основных причин привлекательности города Краснодара для трудовых ресурсов является конкурентный уровень оплаты труда: среднемесячная заработная плата по крупным и средним предприятиям в городе Краснодаре в 2017 году самая высокая в ЮФО - 42028 руб. Более 40% численности трудовых ресурсов населения города занято в торговле, строительстве и промышленности. Среднегодовой уровень регистрируемой безработицы в процентах от численности трудоспособного населения в трудоспособном возрасте за 2017 год - 0,3%, что является одним их самых низких показателей в России.
В базовых отраслях экономики наибольший удельный вес занимают розничная торговля (свыше 45%) и промышленность (порядка 40%). Наблюдается положительная динамика промышленного производства, значительный удельный вес в котором занимают обрабатывающие производства (75% в общем объеме отгруженной продукции).
В городе создана комфортная среда для ведения малого бизнеса - ежегодный оборот субъектов малого предпринимательства растет стабильными темпами.
На потребительском рынке края город Краснодар занимает лидирующие позиции, наблюдается ежегодный рост суммарного розничного и оптового товарооборота, оборота сети предприятий общественного питания. Внешнеторговый оборот также демонстрирует положительную динамику.
Активно ведется жилищное строительство - по показателю "объем ввода жилых домов" город лидирует не только среди субъектов Краснодарского края, но и в ЮФО. В городе Краснодаре обеспеченность общей площадью жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, превышает среднероссийский показатель.
В силу своего геополитического, природно-климатического и экономического потенциала город Краснодар занимает особое место среди муниципальных образований Краснодарского края и является одним из наиболее привлекательных городов в Южном федеральном округе (далее - ЮФО):
1. На основании данных Финансового университета при Правительстве РФ, полученных в рамках проекта по оценке качества жизни в крупных и средних городах России в 2017 году, по интегральному индексу качества жизни город Краснодар в период с 2014 по 2017 годы <1> входил в пятерку лучших городов России наравне с Москвой и Санкт-Петербургом.
________________
<1> На основании результатов исследований Финансового университета при Правительстве РФ, представленных в открытом доступе. http://www.fa.ru.
2. Согласно исследованию журнала "Русский репортер" город Краснодар занимает второе место в рейтинге "Самые перспективные российские города 2017".