О плане действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в Республике Саха (Якутия)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 07.04.2022 N 2382, вступающего в силу со дня опубликования.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 10 марта 2021 года)
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 10.03.2021 N 1741)
В целях нормализации деловой жизни, восстановления занятости, доходов граждан и роста экономики в Республике Саха (Якутия) постановляю:
1. Утвердить прилагаемый план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в Республике Саха (Якутия) (далее - план).
2. Органам государственной власти Республики Саха (Якутия), являющимся исполнителями плана, обеспечить ежеквартальное представление (не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) отчета о реализации плана в адрес ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)".
3. ГАУ "Центр стратегических исследований при Главе Республики Саха (Якутия)" (Николаев И.И.) обеспечить ежеквартальное представление Главе Республики Саха (Якутия) и Председателю Правительства Республики Саха (Якутия) сводной информации о реализации плана (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом).
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) принять календарные графики реализации плана и обеспечить ежеквартальное представление (не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) информации о реализации плана в адрес исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), ответственных исполнителей плана.
5. Признать утратившими силу:
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2020 г. N 1092 "О плане первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 9 апреля 2020 г. N 1107 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2020 г. N 1092 "О плане первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 21 апреля 2020 г. N 1129 "О внесении изменений в Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 24 марта 2020 г. N 1075 "О первоочередных мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Республике Саха (Якутия)";
Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 9 ноября 2020 г. N 1497 "О внесении изменений в план первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики Республики Саха (Якутия) в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденный Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2020 г. N 1092".
6. Контроль исполнения настоящего Указа возложить на Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Тарасенко А.В.
7. Опубликовать настоящий Указ в официальных средствах массовой информации.
Глава
Республики Саха (Якутия)
А.НИКОЛАЕВ
1 декабря 2020 года
N 1543
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЗАНЯТОСТИ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, РОСТ ЭКОНОМИКИ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)
(в ред. Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 10.03.2021 N 1741)
Уровень закрытости экономики Республики Саха (Якутия) (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в конце апреля текущего года достигал максимального значения 7,9 процента. В республике частично была ограничена деятельность организаций, осуществляющих деятельность по 17 видам экономической деятельности.
К концу октября уровень закрытости составляет 0,8 процента, ограничена деятельность 7 видов экономической деятельности.
Наибольшие ограничения и падение спроса ощутили отрасли: туризм, гостиничный бизнес, общественное питание, транспорт (авиаперевозки и аэропортовая деятельность), сфера бытовых услуг и развлечений, торговля.
В силу объективных факторов, сложившихся на внешнем рынке, и ограничений, введенных в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, в январе - сентябре текущего года отмечается снижение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Саха (Якутия) на 11,1 процента в сопоставимых ценах к аналогичному периоду прошлого года, обусловленное сокращением промышленного производства на 8,6 процента.
Существенно пострадала алмазно-бриллиантовая отрасль, которая имеет определяющую роль в формировании государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
Всего за девять месяцев 2020 года продажи алмазно-бриллиантовой продукции АЛРОСА составили $1,6 млрд. (65,2 процента к 2019 году), в том числе алмазного сырья - $1,5 млрд. (63,2 процента), бриллиантов - $71,4 млн. (193 процентов).
Также значительную долю бюджета республики формируют нефтегазовые проекты. В связи со снижением цены на нефть отдельные нефтедобывающие предприятия прогнозируют снижение прибыли до 2 раз.
Объем инвестиций в основной капитал в январе - сентябре 2020 года сложился в сумме 140 млрд. рублей, что ниже на 48,1 процента уровня января - сентября 2019 года в сопоставимых ценах. В связи с завершением строительства газопровода "Сила Сибири" объем инвестиций на 2020 год оценивается в 253,9 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 65 процентов к 2019 году).
В результате, оценка снижения поступлений в консолидированный бюджет составляет 8,6 процента.
Одной из наиболее пострадавших сфер экономики является отрасль транспорта. Введение ограничительных мер, рост стоимости авиационного топлива привели к снижению грузо- и пассажироперевозок, доходов предприятий.
Перевезено пассажиров всеми видами транспорта общего пользования за январь - сентябрь 2020 года 33,9 млн. человек (в 2 раза ниже, чем в январе - сентябре 2019 года). Уменьшение перевозок пассажиров наблюдалось за счет автомобильного и воздушного транспортов.
Перевезено грузов всеми видами транспорта (без учета железнодорожного транспорта и трубопроводов ОАО АК "Транснефть", ПАО "Газпром") за январь - сентябрь 2020 года 16,9 млн. тонн, что на 18,6 процента меньше, чем в январе - сентябре 2019 года.
В Республике Саха (Якутия) медицинским и социальным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция (COVID-19), за счет средств федерального бюджета обеспечиваются стимулирующие выплаты, реализуются федеральные меры поддержки малого и среднего предпринимательства.
В целях минимизации негативных последствий новой коронавирусной инфекции в Республике Саха (Якутия) приняты 3 пакета антикризисных мер, направленные, прежде всего на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, поддержку бизнеса и занятости населения.
Для поддержки малого и среднего предпринимательства приняты 25 региональных мер, снижены налоговые ставки, обеспечен доступ к льготному финансированию, реализуются механизмы возмещения части затрат по кредитам и лизинговым платежам, также на аренду коммерческой недвижимости.
Влияние пандемии коснулось тех же отраслей экономики, что и в целом по стране. 11 предприятий Республики Саха (Якутия) включены в перечень системообразующих организаций российской экономики, что дает им возможность претендовать на федеральную поддержку.
Сформирован региональный перечень из 103 системообразующих предприятий. По мере развития ситуации в экономике принимаются оперативные меры по решению проблемных вопросов.
Необходимость реализации первоочередных мер, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенной консолидации бюджетных средств.
До конца года приостановлены закупки дорогостоящего оборудования (за исключением медицинского), автотранспортных средств, компьютерной техники, мебели, а также закупки на проведение текущего и капитального ремонта, если только необходимость в них не связана с ликвидацией аварий или чрезвычайных ситуаций.
За счет оптимизации мероприятий государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства в сумме 2 509,3 млн. рублей направлены на пополнение резервного фонда Правительства Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.
Меры социальной поддержки населения и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности.
Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы.
Общая численность безработных за январь - август 2020 года составила 36,7 тыс. человек, с ростом к уровню аналогичного периода прошлого года на 11,6 процента. Уровень общей безработицы составил 7,4 процента (в январе - августе 2019 года - 6,6 процента).
С ростом размера пособий по безработице отмечается рост регистрируемой безработицы в 4 раза. Так, по данным Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по занятости населения, на 1 октября 2020 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 6,6 процента при уровне 1,6 процента за соответствующий период прошлого года. Отмечается сокращение на 26,2 процента числа вакансий, заявленных работодателями.
Ограничения, риски и новые возможности.
Влияние пандемии на экономику будет носить средне- и долгосрочный характер. Высока вероятность, что спрос во многих секторах будет восстанавливаться медленно не только из-за нормативных ограничений, но и ввиду возможного сокращения доходов населения. Кроме того, у многих предприятий недостаточно собственных ресурсов для возобновления прежних масштабов деятельности, так как в течение ограничительных мер они понесли серьезные потери, а отдельные виды затрат были перенесены на период окончания указанных мер, создавая "навес" будущих расходов.
Это касается не только сервисного сегмента (общественного питания, торговли, развлечений и туризма, бытовых услуг и т.п.), но и строительства, транспорта, внешкольного образования и целого ряда отраслей промышленности.
Поэтапное возобновление работы организаций осуществляется в соответствии с методическим рекомендациями Роспотребнадзора от 8 мая 2020 года.