Сохраняется дифференциация муниципальных образований Чувашской Республики по трудовому, промышленному, инфраструктурному, сельскохозяйственному и инвестиционному потенциалу. Города - центры развития инфраструктуры республики - имеют более перспективные инвестиционные площадки, торговые и коммуникативные центры.
В северной части республики (Моргаушский, Чебоксарский, Мариинско-Посадский, Цивильский районы, гг. Чебоксары и Новочебоксарск) проживает около 65 процентов населения Чувашии, доля городского населения составляет 82 процента. В ней сконцентрированы высококвалифицированные рабочие кадры, управленческий и инженерно-технический персонал, работники образования, науки и культуры. Это территория с высоким экономическим потенциалом. Имеются промышленные и транспортные узлы в гг. Чебоксары и Новочебоксарске, развитое сельское хозяйство с перерабатывающим комплексом, развитая инфраструктура. Здесь сосредоточены основные энергетические мощности Чувашской Республики (Чебоксарская ГЭС, тепловые электростанции), самые крупные промышленные предприятия. Данная территория характеризуется как инновационная с точки зрения внедрения высокотехнологичного оборудования в здравоохранении, образовании, производственной сфере, строительной индустрии.
Муниципальные образования, которые расположены в центральной части республики (Козловский, Урмарский, Янтиковский, Канашский, Ибресинский, Вурнарский районы и г. Канаш), имеют большие возможности организации современной переработки сельскохозяйственной продукции, природные ресурсы (глины кирпичные, известняк, лес, лекарственные травы, ягоды, грибы). Кроме того, здесь находятся важнейший транспортный центр - г. Канаш - с предприятиями машиностроения и металлообработки и пгт Вурнары - инновационный центр разработки и внедрения новых технологий в области агрохимии и биотехнологий.
Индустриально-аграрная территория с благоприятными условиями для организации производства и переработки сельскохозяйственной продукции расположена на западе республики (Ядринский, Красночетайский, Аликовский, Красноармейский, Шумерлинский районы и г. Шумерля). В г. Шумерле развит машиностроительный комплекс - производство транспортных средств и оборудования.
Территория южных муниципальных образований (Порецкий, Алатырский, Шемуршинский, Батыревский, Яльчикский, Комсомольский районы и г. Алатырь) почти на 40 процентов покрыта лесом. Комсомольский, Шемуршинский и Яльчикский районы - лидеры в эффективном использовании сельскохозяйственных и лесных угодий в республике. В г. Алатыре размещены организации, специализирующиеся на выпуске электротехнической продукции, панелей, металлоконструкций, продукции для железнодорожного транспорта. Алатырь является центром русской православной культуры.
При проведении комплексного анализа и оценки социально-экономического развития муниципальных образований Чувашской Республики использованы показатели, которые отражают размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства), объем ввода в действие жилых домов (на 1 тыс. человек населения), объем инвестиций в основной капитал (без учета субъектов малого предпринимательства) на душу населения.
Анализ максимального и минимального значений среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций (без учета субъектов малого предпринимательства) показывает, что с 2015 года по 2019 год наблюдалась тенденция увеличения разрыва значений.
Так, в 2015 году разница между максимальным и минимальным значениями среднемесячной номинальной начисленной заработной платы среди муниципальных районов составила 9054,2 рубля: самая низкая среднемесячная заработная плата в Алатырском районе (13970,1 рубля), самая высокая - в Красноармейском районе (23024,3 рубля). Среди городских округов разрыв меньше, чем среди муниципальных районов, в 2015 году он составил 6924,3 рубля, при этом минимальное значение показателя в г. Алатыре (19267,7 рубля), максимальное - в г. Чебоксары (26192,0 рубля).
В 2019 году разница среди муниципальных районов увеличилась и составила 11659,8 рубля: самое низкое значение показателя в Алатырском районе (20488,1 рубля), самое высокое - в Красноармейском районе (32147,9 рубля). Среди городских округов разница составила 10336,0 рубля: самое низкое значение показателя в г. Алатыре (25673,7 рубля), самое высокое - в г. Чебоксары (36009,7 рубля).
Разрыв между максимальным и минимальным значениями ввода в действие жилых домов на 1 тыс. человек населения за период 2015 - 2019 годов свидетельствует о высокой степени неравномерности значений показателя.
Среди муниципальных районов разница в 2015 году составила 673 м2: самое низкое значение показателя в Яльчикском районе (327 м2 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в Шемуршинском районе (1000 м2 на 1 тыс. человек населения), среди городских округов разница составила 607 м2: самое низкое значение показателя в г. Алатыре (213 м2 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в г. Чебоксары (820 м2 на 1 тыс. человек населения).
В 2019 году разница среди муниципальных районов уменьшилась и составила 302 м2: минимальное значение показателя в Порецком районе (172 м2 на 1 тыс. человек населения), максимальное - в Вурнарском районе (474 м2 на 1 тыс. человек населения), среди городских округов разница составила 661 м2: самое низкое значение показателя в г. Шумерле (174 м2 на 1 тыс. человек населения), самое высокое - в г. Чебоксары (835 м2 на 1 тыс. человек населения).
Показатель инвестиций в основной капитал на душу населения (в действующих ценах, без учета субъектов малого предпринимательства) также характеризуется большим разбросом значений.
В 2015 году разница между минимальным и максимальным значениями составила 54,2 тыс. рублей: самое низкое значение показателя зафиксировано в Янтиковском районе (2,5 тыс. рублей на душу населения), самое высокое - в Чебоксарском районе (56,7 тыс. рублей на душу населения). Среди городских округов разрыв в 2015 году составил 37,3 тыс. рублей: минимальное значение показателя в г. Алатыре (7,9 тыс. рублей на душу населения), максимальное - в г. Чебоксары (45,2 тыс. рублей на душу населения).