Задача 4.3. Создание конкурентоспособного образования, кадровое обеспечение реального сектора экономики и приоритетные направления работы с молодежью
Целевое видение к 2035 году
Решение задачи направлено на обеспечение высокого качества образования, удовлетворяющего потребности "новой экономики", формирующего у подрастающего поколения интерес к высоким технологиям и инновациям, а также на воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций.
Планируется создать:
современную развитую инфраструктуру дополнительного образования, обеспечивающую свободный выбор ребенком и родителем организации дополнительного образования независимо от ее профиля и формы собственности;
конкурентоспособную систему среднего профессионального образования, обеспечивающую подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с международными стандартами и передовыми технологиями;
модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практикоориентированных и гибких образовательных программ в 100 процентах профессиональных образовательных организаций.
В систему образования будут внедрены требования к базовым компетенциям цифровой экономики для каждого уровня образования с обеспечением их преемственности (с учетом модели компетенций).
Приоритет получат дистанционные формы обучения с использованием облачных технологий. Данные технологии помогут всем категориям граждан не только получить образование, но и повысить квалификацию.
Ожидается создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.
Реализация приоритетных направлений работы с молодежью позволит остановить ее отток за пределы республики.
Текущее состояние
Система образования в республике на протяжении последних лет стабильно является приоритетной отраслью, расходы на образование в консолидированном бюджете Чувашии за 2019 год составили 34,3 процента.
В республике активно развивается система дошкольного образования. На 1 сентября 2020 года в 333 детских садах и 201 школе дошкольное образование и услуги по присмотру и уходу получали более 64,3 тыс. детей. Кроме того, услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста оказывают три индивидуальных предпринимателя (25 детей). С 2015 года по 2019 год для обеспечения доступности дошкольного образования были построены и реконструированы 26 зданий детских садов, создано более 5,1 тыс. мест. Разными формами дошкольного образования охвачено 69,1 процента детей в возрасте от 1 до 7 лет. Все дети в возрасте старше 3 лет обеспечены местами в детских садах, доступность дошкольного образования для детей от 1,5 до 3 лет составляет 72,1 процента.
В 417 общеобразовательных организациях обучается 140767 детей, из них 7779 детей (5,5 процента) - во вторую смену. В республике сделан акцент на обеспечении доступного качественного образования для всех обучающихся независимо от места проживания и доходов родителей. В 2015 - 2019 годах обучающиеся в республике завоевали 143 призовых места во Всероссийской олимпиаде школьников.