Действующий

О Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2035 года


Задача 1.2. Формирование инновационных территориальных кластеров и ускоренное развитие инфраструктуры наукоемкой экономики


Целевое видение к 2035 году


Мировой опыт показывает, что прорывное развитие экономики и ее конкурентоспособность на рынке возможны только за счет преодоления технологического отставания при наличии развитой среды "генерации знаний" и развитой инновационной системы. Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. Многие традиционные индустрии теряют свою значимость в структуре мировой экономики на фоне быстрого роста новых секторов, генерирующих кардинально новые потребности. Необходимо не догонять развитые регионы и страны, а работать на опережение, внедряя технологии следующего поколения, которые станут технологическими драйверами цифровых инноваций.


Серьезный задел для формирования такой модели развития в Чувашской Республике имеется. Чувашия станет межрегиональным центром компетенций по перспективным профессиям четвертого технологического уклада:


на базе образовательных организаций высшего образования будет создан федеральный образовательный центр национальной технологической инициативы;


на базе электротехнического кластера Чувашской Республики - научно-образовательный центр электротехники мирового уровня на основе интеграции образовательных организаций высшего образования и научных организаций и их кооперации с организациями, действующими в реальном секторе экономики;


в дополнение к электротехническому кластеру Чувашской Республики будут созданы высокотехнологичные кластеры композиционных материалов, биотехнологий, станкостроения, пищевого оборудования.


Проблемы


Основными проблемами, сдерживающими инновационное развитие региона, являются:


низкая инновационная активность организаций, связанная с небольшим горизонтом планирования;


сложность в формировании эффективной системы региональной поддержки инноваций ввиду низкой обеспеченности республиканского бюджета Чувашской Республики и связанная с ней высокая зависимость от федеральных программ поддержки инноваций;


слабое взаимодействие бизнеса и науки, в том числе в части коммерциализации разработок;


отсутствие на территории Чувашской Республики глобальных (федерального или мирового уровня) научных центров приоритетных отраслей развития;


сравнительно низкий научный потенциал образовательных организаций высшего образования, что связано со старением научного кадрового состава и отсутствием притока молодежи в научную среду;


технологическое отставание большинства предприятий от лидеров мирового рынка и отсутствие собственных передовых разработок, позволяющих конкурировать на мировом рынке;