Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



6.1. Транспортно-логистический комплекс


Транспортное расположение городского округа Самара является весьма удачным: город находится на межрегиональных и международных транспортных путях на пересечении транспортных потоков Север - Юг и Восток - Запад. В городе имеется возможность воспользоваться железнодорожным, речным, авиационным, автомобильным и трубопроводным транспортом. Следует подчеркнуть, что проходящие через Самару (или вблизи нее) транспортные артерии являются весьма крупными: крупнейшая судоходная река европейской части России, четвертый по объему железнодорожный пассажиро- и грузопоток в Российской Федерации (после городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ростова-на-Дону), международная и межрегиональные автомобильные магистрали, один из крупнейших в мире трубопроводов "Дружба". Кроме того, на территории городского округа размещается крупный железнодорожный узел и центральный офис Куйбышевской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД".


Однако потенциально выгодное транспортное положение города ограничивается тем, что Самара фактически исключена из автомобильного транспортного коридора Восток - Запад, а также из маршрута проектируемого транспортного коридора Северная Европа - Западный Китай в силу отсутствия автомобильного моста через реку Волгу вблизи городского округа Самара. Самара не включена в проект высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Нижний Новгород - Казань - Екатеринбург (высокоскоростная магистраль - 2). Эти обстоятельства становятся критичными в свете высокой конкурентной активности региональных логистических центров (Казань, Екатеринбург, Ульяновск).


Возможности активного использования речного судоходства сейчас значительно ослаблены деградацией материально-технической базы, низкой интенсивностью навигации, разрушением производственной базы и, в немалой степени, банкротством крупнейшего речного пароходства России общества с ограниченной ответственностью "Волжское нефтеналивное пароходство "Волготанкер".


Межрегиональный и международный потенциал транспортно-логистического комплекса городского округа Самара возможно усилить созданием на территории города крупного евразийского транспортного узла в силу его расположения посередине между столицами Минском, Киевом и Астаной, а также в центральной зоне густонаселенного региона (12,5 миллиона человек в радиусе 500 км). Дополнительную линию усиления указанного потенциала обеспечивает реализация стратегии Министерства транспорта Российской Федерации по созданию девяти крупнейших российских авиационных транспортных узлов на базе крупных аэропортов, включая Международный аэропорт Курумоч. Однако реализация Стратегии сдерживается тем, что она осуществляется главным образом на частные средства с минимальной государственной поддержкой, а также при наличии высокой конкуренции со стороны Екатеринбургского аэропорта в становлении авиационного транспортного узла.


Значительно ослабляет транзитный потенциал Самары инфраструктурная недостаточность транспортно-логистических узлов Самары (аэропорта, портов, складов), а также ограниченность площадей под транспортно-логистические центры вблизи крупных автомагистралей.


Самара отличается удобным транспортным положением в Самарской области, находясь в центральной ее части, и в рамках СТА. Она обладает возможностями активного развития пригородного сообщения с многочисленными населенными пунктами за счет высокой плотности в регионе автодорог с твердым покрытием и железнодорожного пригородного сообщения. Однако реализации этих возможностей препятствуют слабая интеграция пригородного транспорта в сеть городского общественного транспорта, сокращение пригородных железнодорожных перевозок в границах СТА, перегруженность автодорог в Самаре, отсутствие современного скоростного железнодорожного экспресса в аэропорт.


Самарская городская транспортная система представлена муниципальным пассажирским транспортом (парком автобусов, трамваев, троллейбусов и метро), а также коммерческим транспортом. В пределах городского округа Самара также существует возможность использования железнодорожного и водного транспорта. Перед самарской городской транспортной системой остро стоят проблемы недостаточного количества и износа муниципального пассажирского транспорта, дефицит финансирования и неоднородный охват территории города сетью общественного транспорта.


На решение проблем городской транспортной системы и увеличение ее возможностей направлены целевые программы городского округа Самара "Развитие городского пассажирского транспорта в городском округе Самара" на 2009 - 2015 годы и "Повышение безопасности дорожного движения в городском округе Самара" на 2009 - 2015 годы, однако их реализация тормозится в условиях отсутствия транспортной градостроительной политики. В качестве дезорганизующих факторов также выступает разобщенность систем управления городским пассажирским транспортом и организации дорожного движения (в том числе на уровне Администрации городского округа Самара эти функции принадлежат разным структурным подразделениям) и отсутствие централизованной организации грузоперевозок в городском округе Самара.


Увеличению возможностей городской транспортной системы также способствуют наличие земельного резерва под расширение существующих и строительство новых дорог, а также разработка проекта канатной дороги через реку Волгу. Для нивелировки слабой интеграции метро в систему наземного транспорта, неоптимального расположения и недостаточной протяженности его линий разрабатывается проект рельсового каркаса скоростной транспортной сети города, интегрирующий трамвай, метро и внутригородские электропоезда.


Несмотря на развитую самарскую улично-дорожную сеть, последняя характеризуется неравномерной плотностью и недостаточной пропускной способностью (при постоянно растущем уровне автомобилизации можно ожидать близость транспортного коллапса); труднодоступностью периферийных районов; низким качеством дорожного покрытия, усугубляемым недостаточным финансированием системы содержания улично-дорожной сети. Критическим недостатком улично-дорожной сети городского округа Самара является острая нехватка улиц продольного направления (въездов-выездов) вместе с менее острой нехваткой улиц поперечного направления. Ситуацию значительно усугубляет отсутствие достаточного количества оборудованных мест для стоянки автомобилей и использование правой стороны дорог для временной парковки автотранспорта, а также недостаточное число подземных и надземных пешеходных переходов, пешеходных улиц, велосипедных дорожек, зон для передвижения пешеходов на роликах. Недостаток мостов через реку Самару фактически обусловливает транспортную изоляцию Куйбышевского района и затрудняет транспортное сообщение с южными пригородами.


Несмотря на неполную техническую обеспеченность для содержания дорог в зимнее время, мощности по содержанию и обслуживанию улично-дорожной сети городского округа Самара можно признать удовлетворительными: имеются собственный завод по изготовлению асфальтобетонных смесей и производственная база и места хранения специальной техники по содержанию дорожного хозяйства во всех административных районах городского округа Самара.