Уровень благоустройства жилищного фонда городского округа Самара можно охарактеризовать как высокий: более 90% жилфонда получает все необходимые виды коммунальных услуг. Вместе с тем эффективность организации ЖКХ является весьма низкой и характеризуется высоким износом жилого фонда и коммунальной инфраструктуры, низкой энергоэффективностью и использованием устаревших технологий. Несмотря на то что в управлении ЖКХ происходят значимые изменения (так, имеющийся жилищный фонд Самары преимущественно находится под управлением товариществ собственников жилья), сфере коммунального хозяйства все еще присущи сложность и запутанность системы управления, в том числе недостаточная ответственность и прозрачность работы управляющих компаний. Нерешенной задачей остается повышение эффективности тарифного регулирования. Так, в последнее время наблюдается рост тарифов ресурсоснабжающих компаний выше уровня инфляции, что увеличивает расходы населения и затрудняет приход долгосрочных инвесторов в систему коммунального хозяйства.
Факторами, смягчающими данную ситуацию, являются создание организационных и финансовых рычагов для капитального ремонта жилфонда и ликвидации аварийного жилья (Фонд содействия реформированию ЖКХ), а также наличие государственной поддержки через государственные программы Российской Федерации и национальные проекты.
Самарский рынок недвижимости привлекателен для потребителей: для Самары характерна высокая потребность в жилье (по оценкам экспертов - около 1,3 миллиона кв. м). Особой категорией потребителей являются мигранты из северных регионов страны, формирующих сектор платежеспособного спроса на жилье. Однако высокий спрос на жилье сталкивается с низкой в целом покупательной способностью населения, завышенными ценами (самые высокие цены среди референтных городов-миллионников) и низкими возможностями ипотеки. В результате возникает несоответствие структуры предложения рынка жилья потребительскому спросу: самый высокий спрос сформирован на жилье формата "эконом", а предложение находится в основном в более дорогих сегментах.
Данный дисбаланс усугубляется низкими темпами ввода нового жилья и большим количеством недостроенного жилья (количество обманутых дольщиков 1 из самых больших среди российских городов). Несмотря на то что объемы ввода в эксплуатацию нового жилья превысили докризисный уровень, количество семей, нуждающихся в жилье, уменьшается незначительно. Кроме того, для самарского строительного рынка характерны большое количество административных, бюрократических и коррупционных барьеров, значительные сложности с оформлением участков под застройку и отсутствие проектного финансирования. Следует отметить слабую маркетинговую политику строительных компаний, а также низкое качество большинства в последнее время построенных жилых комплексов. В результате в ближайшие годы Самара может попасть в список городов с наименьшей обеспеченностью жильем, если не будет достигнута более выраженная динамика роста темпов строительства.
Самара располагает значительными площадями бывших промышленных территорий и в этой связи - значительным потенциалом их реновационного использования. Однако указанные площади характеризуются завышенной стоимостью продажи/аренды, достигающей 4 - 5-кратного размера по сравнению со среднероссийскими показателями, а также низкой инвестиционной привлекательностью в силу их неблагоприятного местоположения вдоль реки Самары и низкой транспортной обеспеченности.
В качестве потенциала развития сегмента нежилого фонда можно отметить спрос на объекты коммерческой недвижимости, объекты социального и культурного назначения, детские сады, школы, конгресс-холлы современного уровня, коворкинговые пространства, особенно в периферийных районах городского округа Самара. Особенно следует выделить повышенный спрос на качественные складские терминалы, так как основная масса имеющихся производственно-складских помещений характеризуется довольно низким качеством.