В результате "пульсации" территориального роста городского округа Самара сформировалась его сложная пространственная структура: "линейная" и "многоядерная" одновременно.
Анализ движения городской черты показывает, что сначала границами города служили природные ограничения (реки Волга и Самара, овраги), затем - планировочные "пороги" (типа железнодорожных линий, линий электропередач, территорий промышленных узлов).
Расположение городского округа Самара в междуречье рек Волги и Самары задало его формообразование в виде кругового сектора и обусловило преобладание линейных радиальных направлений (вдоль реки Волги) в улично-дорожной сети и транспортной системе городского округа Самара.
Отсутствие комплексной застройки приводит к ухудшению состояния улично-дорожной сети, которая не удовлетворяет современным требованиям и перспективным потребностям города, а ведение частной застройки вблизи реки Волги сокращает возможность прокладки новых дорог и мешает решить ситуацию с заторами при выезде из городского округа Самара.
Учитывая вытянутость городского округа Самара вдоль реки Волги и удаленность его отдельных территорий друг от друга, в ближайшие годы прогнозируется транспортный коллапс: основные потоки приходятся на две чрезмерно вытянутые продольные магистрали (при нехватке поперечных улиц), которые не справляются с этой нагрузкой.
Характерно, что все участки городской застройки периода 1940 - 1990 годов, представляющие собой чередование индивидуальной застройки, производственных территорий, пустырей и зеленых зон, отличаются композиционно-пространственной неоднородностью и до сих пор не слились в единый компактный город. Но при этом в общей массе застройки можно выделить зоны, обладающие определенной целостностью и однородностью городских функций, условно - "полисы". Традиционная периферия и срединная зона в городском округе Самара поменялись местами вследствие параллельного развития нескольких так называемых "городов-полисов". Самые крупные и автономные из них - это историческое ядро и жилой массив городского округа Самара "Безымянка". Две периферии этих образований и занимают срединную зону Самары.
Характерно, что набережная вдоль реки Волги также выполняет функцию линейного элемента, сращивающего городское пространство, привнося при этом в его организацию сочетание черт курорта и высокоразвитого в промышленном и культурно-образовательном отношении городского округа Самара.
Таким образом, при общей линейной направленности в планировочной структуре городского округа Самара сформировалось несколько фокусов повышенной урбанизированности, конфигурация которых при этом также имеет линейный характер. Поэтому морфологию города Самары с трудом можно интерпретировать как структуру, состоящую из ядра, срединной зоны и периферии; скорее - это линейный город с параллельным расположением урбанизированных зон.
Архитектурный облик городского округа Самара также характеризуется мозаичностью и разорванностью городской застройки. Все это обусловлено как различными историческими этапами развития города, так и отсутствием единого подхода к организации территории, в результате чего город Самара напоминает скорее не единый компактный город, а совокупность сросшихся поселений.
Наиболее уникальной является историческая часть города, однако ввиду отсутствия плана реконструкции на ближайшие годы происходит деградация историко-культурного комплекса городского округа Самара, что усугубляется его соседством с обширными участками ветхого жилья, несоразмерными современными постройками и очаговой хаотичной застройкой, которая велась без учета перспективной градостроительной документации.
Тем не менее городской округ Самара обладает условиями и значительными ресурсами для пространственной реорганизации территории. В городском округе Самара имеется сильная архитектурно-строительная школа (федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Самарский государственный архитектурно-строительный университет") и утвержденная проектно-планировочная документация, регулирующая застройку городского округа (Генеральный план городского округа Самара, проекты планировок территорий). Этими документами предусмотрен рост городской застройки в пределах городского округа Самара в северном, северо-восточном и южном направлениях. Также под новое строительство возможно использовать внутригородские неосвоенные территории, бывшие промышленные площади и территории, занятые ветхим и малоэтажным жилым фондом. Одной из современных тенденций является постепенное формирование новых "городских ядер" помимо центральной исторической части города.