Каждый из приведенных ниже факторов осуществляет как позитивное (+), так и негативное (-) влияние на жизнь и развитие городского округа Самара, что и отражено в характеристиках факторов.
Фактор местоположения и территориально-пространственной организации: выгодное географическое положение городского округа Самара обеспечивает фокусировку на нем целого ряда экономических, миграционных, транспортных, коммуникационных и прочих потоков, а положение в центральной части Самарской области обеспечивает центрирующую позицию в агломерационных и региональных процессах жизнедеятельности. При этом линейная вытянутость городского округа Самара вдоль левого берега реки Волги и территориальные ограничения природного и инфраструктурного характера задают необходимость поиска неординарных решений по оптимизации перспективной градостроительной и транспортной организации города (с учетом общей линейной вытянутости городского округа Самара, сложившихся в нем городских центров и сохранившихся природных территорий и акваторий).
Транспортный фактор: выгодное транспортное положение городского округа Самара и наличие инфраструктуры многих видов транспорта открывают перспективы становления городского округа Самара в качестве крупного транспортно-логистического узла, однако отсутствие прямого выхода из городского округа Самара на трассу М5, невключенность ни в один из реализуемых российских железнодорожных маршрутов высокоскоростной железной дороги снижают транзитный потенциал городского округа Самара. Внутренняя транспортная связанность различными видами транспорта всех территорий городского округа Самара обеспечивает необходимый уровень мобильности горожан, но вместе с тем недостаточная пропускная способность дорожной сети формирует кризисную ситуацию, близкую к транспортному коллапсу, усугубляемую низким качеством дорожного покрытия.
Агломерационный фактор: неконтролируемое расползание агломерационного "пятна" застройки продолжает формировать "техно-урбанизированный" ландшафт и усугубляет градостроительные и экологические проблемы городского округа Самара; будучи одним из ядер СТА, городской округ Самара обладает значительным культурным, интеллектуальным и производственным потенциалом и аккумулирует дополнительные ресурсы для своего развития и закрепления как губернского центра.
Фактор человеческого потенциала: отрицательный демографический баланс в городском округе Самара и отток квалифицированных кадров создают угрозу статусу миллионного города, при том что приток неквалифицированных мигрантов приводит к снижению "качества" населения и ускорению его маргинализации.
Научно-образовательный фактор: большое количество высших учебных заведений в городском округе Самара, сложившиеся традиции высшей школы, инновационные подходы в образовании привлекают молодежь из других мест, способствуют его инновационному развитию, но при этом подготовка специалистов без учета требующихся специальностей, недостаток средних профессиональных образовательных учреждений в городском округе Самара приводят как к дефициту кадров, так и к их "избытку" в отдельных сферах.
Технико-технологический фактор: технико-технологический и конструкторский потенциал городского округа Самара, ориентация на модернизацию способствуют созданию новых вариантов технологической специализации городского округа Самара, но при этом негуманитарный склад мышления жителей и преимущественно промышленная ориентация городского округа Самара (с опорой на сложившиеся отрасли) сужают возможности и тормозят развитие постиндустриального типа.
Инфраструктурный фактор: низкий уровень благоустройства городского округа Самара, изношенность коммунальной и недостаток промышленной инфраструктур современного типа снижают качество жизни горожан, усугубляют некомфортность городской среды, снижают ее привлекательность для инвесторов, но при этом для городского округа Самара характерно стремление к внедрению энергосберегающих, информационных технологий, что способствует повышению качества жизни в городе, становлению Самары как "умного города", усилению инвестиционной и туристической привлекательности.
Экологический фактор: благоприятные природные ресурсы городского округа Самара (акватория реки Волги, набережная с пляжной зоной), близость уникальных природоохранных территорий создают возможность не только развивать в городском округе Самара туризм и рекреацию, но и формировать культуру экогорода; однако экологические проблемы большого города и отсутствие "зеленого каркаса" препятствуют повышению качества жизни горожан и снижают привлекательность города.
Туристско-рекреационный фактор: наличие в городском округе Самара рекреационных ресурсов практически курортного уровня, оздоровительных и лечебных учреждений способствует оздоровлению населения, привлечению туристов, однако низкий уровень рекреационной культуры населения и соответствующей инфраструктуры препятствует развитию городского округа Самара как центра туризма.
Информационно-коммуникационный фактор: информационная открытость городского округа Самара, активность виртуальных городских сообществ, значительное количество фестивалей способствуют становлению Самары как современного "информационного" города, чему, однако, препятствует недостаточное количество выставочно-форумных залов и современных коммуникационных площадок, что ограничивает возможность проведения крупных форумных мероприятий в городе, а "размытый" бренд городского округа Самара и сложный инвестиционный имидж снижают бизнес-привлекательность города.
Социальный фактор: отсутствие структуры и разрозненность инициатив городских сообществ не способствуют развитию социального партнерства в городском округе Самара, но при этом для города характерна локальная социальная активность жителей и деятельность городских сообществ, направленные на решение отдельных "наболевших" вопросов жизни города.
Организационно-управленческий фактор: при настрое руководства городского округа Самара на стратегическое развитие города во взаимодействии с областными и федеральными структурами государственной власти, разными "агентами" развития города существует возможность решения принципиальных вопросов развития городского округа Самара; однако это осложняют недостаточно высокие темпы становления стратегического управления в городском округе Самара, "неточная" структурно-функциональная выстроенность Администрации городского округа Самара в стратегическом ключе, несформированность системы муниципального частного партнерства по вопросам развития городского округа Самара.
Нормативно-правовой фактор: наличие необходимой нормативно-правовой базы обеспечивает регулирование основных вопросов городского округа Самара, однако недостаточность компетенции местного самоуправления по решению ряда вопросов жизнедеятельности городского округа Самара снижает возможности решения полноценного круга вопросов дальнейшего развития городского округа Самара.