Экономическая линия является значимой в Стратегии, но она не определяет принципиальной целевой составляющей, а представляет собой механизм для осуществления рациональных расчетов относительно достижения поставленных целей. В этой связи Стратегия разработана как стратегия комплексного развития, которая охватывает наряду с экономическими экологические, социальные, культурные, общественные и прочие аспекты развития городского округа Самара в их взаимосвязи.
Учет этой взаимосвязи достигается комплексированием различных видов знаний при проведении сущностной оценки ситуации в городском округе Самара и постановке целей развития, а также при проектировании последовательности действий при их достижении. Все сферы жизнедеятельности города требуют внимания и являются по-своему важными. Однако невозможно добиться значимых улучшений во всех сферах одновременно (хотя бы из-за элементарной нехватки ресурсов). Поэтому в процессе стратегического анализа соотнесены наиболее значимые позитивно и негативно влияющие факторы развития и выделены те сферы, в рамках которых существуют стратегически перспективные направления развития. Их полноценная реализация и должна впоследствии дать возможность "подтянуть" до адекватного современным требованиям уровня и остальные сферы, роль которых в Стратегии сегодня - преимущественно поддержка текущих процессов жизни города.
В рамках такого подхода разработана не "фронтальная", а "прорывная" Стратегия, ориентированная на удержание мощной индустриальной позиции и формирование города постиндустриального типа, а впоследствии - постэкономического (экологического, а значит, постпотребительского). Для достижения эффекта "прорыва" из всей совокупности проанализированных сфер жизнедеятельности были отобраны только 10 направлений, которые дают наибольший синергетический эффект перспективного развития и одновременно решают застарелые проблемы.
Для полновесного рассмотрения городского округа Самара задано несколько внешних и внутренних масштабов его представления: муниципальный, межрегиональный, страновой и международный (Рисунок 1.2).