Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



8.2. Бюджетные возможности


За последние три года ежегодный общий объем доходов бюджета городского округа Самара составил в среднем около 20,0 миллиардов рублей при общем объеме расходов бюджета городского округа Самара более 21,0 миллиарда рублей. Такие показатели позволяют городскому округу Самара за последние три года занимать пятые, четвертые, вторые (2013 год) места как по наполняемости бюджета, так и по его расходованию средств среди городов Ассоциации городов Поволжья (далее - АГП) и ПФО.


По "собственной" доходной базе городской округ Самара занимает одно из лидирующих положений (стабильно второе место после Перми). Доля безвозмездных поступлений у городского округа Самара составила 22,5% - 30,5% в общем объеме доходов (за 2011 - 2013 годы ситуация с перечислением средств от других бюджетов бюджетной системы улучшилась по сравнению с предыдущими годами). По объему налоговых поступлений Самара занимает второе место, уступая только Перми (налоговые доходы бюджета Самары составляют более 11,0 миллиардов рублей), а в относительном выражении - первое место (порядка 65% от общей суммы доходов). Именно поэтому по показателю бюджетной обеспеченности на душу населения за счет налоговых и неналоговых доходов Самара занимает одно из лидирующих положений, а по бюджетной обеспеченности за счет доходов с учетом безвозмездных перечислений далеко не первые места среди городов референтной группы. В связи с улучшением ситуации по безвозмездным перечислениям показатель бюджетная обеспеченность за счет доходов с учетом "безвозмездных перечислений" позволяет городскому округу Самара улучшить положение в рейтинге городов.


Основным доходным источником в налоговых поступлениях бюджета городского округа Самара является налог на доходы физических лиц. По поступлениям налога на доходы физических лиц из года в год наблюдается положительная динамика, а именно за последние три года сумма поступившего налога выросла с 8,0 до более чем 9,0 миллиардов рублей (порядка 70% в общей сумме налоговых доходов).


Среди показателей по местным налогам основным доходным источником является земельный налог. По поступлениям земельного налога также наблюдается ежегодное увеличение поступлений более 19% в общем объеме налоговых доходов.


Следует отметить, что в бюджеты некоторых городов - членов АГП и ПФО - производятся отчисления от федеральных и региональных налогов, таких как транспортный налог, налог на имущество организаций, налог на прибыль организаций, а также налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В бюджет городского округа Самара отчисления от данных налогов не производятся.


Неналоговые доходы бюджета городского округа Самара составляют в среднем порядка 9% от общего объема поступлений. Основная доля в них принадлежит доходам от сдачи в аренду имущества (от 51% до 67%). Менее значительный удельный вес приходится на доходы от реализации имущества, продажи земельных участков и от оказания платных услуг.


Приоритетным направлением расходования бюджетных средств является финансирование социально значимых отраслей, обеспечивающих стабильную жизнь города. Наибольший удельный вес в бюджете городского округа Самара занимают расходы на образование, ЖКХ, национальную экономику, социальную политику. Отличительной особенностью расходования бюджетных средств в городском округе Самара является статья "на национальную оборону".