Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



Общая характеристика


Для субъектов бизнеса и предпринимательства характерна неравномерная отраслевая структура: преобладание предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере торговли, операций с недвижимостью, при довольно низкой доле субъектов малого и среднего предпринимательства производственного сектора. Этому способствуют следующие факторы:


- устойчивый спрос и высокий уровень оборота средств и занятости в сферах торговли, операций с недвижимостью, транспорта и связи, обслуживания автотранспортных средств;


- развитие локальных сетей розничной торговли шаговой доступности;


- успешное внедрение современных форматов торговли, отражающее значительный потенциал развития сектора крупных (многоформатных) торговых центров в целом по городу, а также объектов общественного питания в периферийных районах;


- инвестиционная привлекательность сферы торговли городского округа Самара для российских и мировых брендов;


- развитие электронных технологий, используемых в предпринимательстве и открывающих новые для него возможности (например, электронная торговля).


Указанный перекос в структуре малого бизнеса, связывающей предпринимательскую деятельность только с посредничеством и куплей-продажей, вызывает негативное отношение к нему у населения. Это является одним из наиболее значимых барьеров развитию малого бизнеса. Усугубляет это отношение низкий уровень санитарии и качества обслуживания значительной доли сегмента уличной торговли, отсутствие эффективной системы регулирования несанкционированной торговли, высокий уровень теневого сектора.


Развитию малых и средних предприятий производственного сектора мешают значительные трудности вхождения на рынок новых участников, который насыщен товарами и услугами, в особенности крупных и зарубежных производителей, что в перспективе может усилиться с вхождением России в ВТО. Существенным барьером является недостаток производственных помещений и ограниченность доступа к информации о наличии избыточных производственных ресурсов у крупных предприятий. Не последнюю роль играют также высокая налоговая и бюрократическая нагрузка, тарифы монополистов, низкая платежеспособность населения, высокий уровень инфляции и последствия кризиса.


Тревожной тенденцией для города является сокращение количества предприятий бытового обслуживания, недорогого общественного питания и размещения (гостиницы, хостелы), оказывающих низкорентабельные, но социально значимые виды услуг.


Решению данных проблем должно способствовать налаженное в Самаре взаимодействие муниципальной власти и бизнеса.