Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



8.3. Особенности социально-экономического развития


Правовая регламентация полномочий в сфере планирования социально-экономического развития городского округа Самара находит свое общее отражение в Уставе городского округа Самара, конкретизируясь в дальнейшем достаточно подробно в регламентах отдельных муниципальных органов. В структуре Думы городского округа Самара особое значение в данной сфере имеет комитет по экономике. Реализация комитетом своих полномочий непосредственно связана с процессом долгосрочного планирования социально-экономического развития муниципалитета.


Однако наиболее ответственная работа по разработке, обоснованию и реализации системы планов социально-экономического развития городского округа Самара осуществляется специализированным органом в составе Администрации городского округа Самара - Департаментом экономического развития. Порядок деятельности Департамента экономического развития Администрации городского округа Самара регламентируется Положением, утвержденным Распоряжением Администрации городского округа Самара от 11 октября 2011 года N 189-р, в котором закреплена необходимость формирования не только индикативных планов, прогнозов и программ, но и стратегических направлений развития городского округа Самара.


Для более эффективной реализации полномочий по стратегическому планированию развития территории с 2009 года существует муниципальное бюджетное учреждение городского округа Самара "Агентство экономического развития городского округа Самара", на которое возложены организационно-технические полномочия по разработке и реализации Стратегии (курирует Департамент экономического развития Администрации городского округа Самара).


Все вышеперечисленное говорит о наличии в городском округе Самара необходимого нормативного обеспечения и организационной поддержки стратегического планирования, что является свидетельством подготовленности муниципалитета к введению в практику городского управления этого инструмента. Однако повышению эффективности решения задач развития должно стать более четкое их закрепление в Уставе городского округа Самара, а также полноценное и взаимоувязанное формулирование их в функциональных обязанностях всех отраслевых и территориальных органов местного самоуправления.


В соответствии с действующей правовой регламентацией работа по социально-экономическому развитию городского округа Самара может быть сосредоточена лишь на решении вопросов местного значения. Полномочия органов местного самоуправления не распространяются на регулирование макроэкономических параметров социально-экономического развития. При формировании прогнозов социально-экономического развития в качестве основы прогнозирования должны использоваться доведенные министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области индексы, дефляторы, параметры роста потребительских цен, прогнозируемые индексы роста промышленного производства. Администрацией городского округа Самара сформирован Порядок разработки прогноза социально-экономического развития на очередной финансовый год и плановый период, утвержденный постановлением Администрации городского округа Самара от 15.03.2010 N 238, согласно которому деятельность по мониторингу и прогнозированию социально-экономического развития находит отражение при формировании бюджета городского округа Самара на очередной период.


До настоящего момента в сфере планирования социально-экономического развития городского округа Самара Администрацией городского округа Самара активно использовался программно-целевой подход. В целях эффективного управления реализацией целевых программ ею был регламентирован порядок разработки целевых программ, что позволило обеспечить единообразный подход к обоснованию проблем и приоритетности их решения, целеполаганию и формированию перечня мероприятий по реализации данных программ.


Однако на эффективность реализации целевых программ и социально-экономического развития городского округа Самара в целом отрицательно сказывается отсутствие в структуре Администрации городского округа Самара подразделения по вопросам мониторинга и координации исполнения программ, с одной стороны, а с другой стороны - отсутствие программы комплексного социально-экономического развития, программ по инновациям и кластерному развитию. Методология программно-целевого планирования зачастую основывается не на стратегических задачах развития, а на текущих целях и доступных финансовых и организационно-технических возможностях.


Реализация целевых программ органами местного самоуправления напрямую зависит от объемов выделяемого финансирования, которое фактически на сегодняшний день осуществляется за счет средств бюджета городского округа Самара, в меньшей степени из средств вышестоящих бюджетов. Причем следует отметить, что одним из условий выделения средств из вышестоящих бюджетов является наличие соответствующей муниципальной целевой программы. Вследствие этого разработка целевых программ превращается в создание формального документа, нацеленного на решение одной из множества проблем, требующих незамедлительной финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов.


По состоянию на 01.09.2013 на территории городского округа Самара утверждено 47 целевых программ городского округа Самара, на выполнение мероприятий которых в бюджете городского округа Самара (согласно Решению Думы городского округа Самара от 25.07.2013 N 351 "О внесении изменений в Решение Думы городского округа Самара от 06.12.2012 N 283 "О бюджете городского округа Самара Самарской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов") предусмотрены средства в размере:


- 2013 год - 7004,4 миллиона рублей;


- 2014 год - 5983,7 миллиона рублей;


- 2015 год - 7432,7 миллиона рублей.


Ключевым барьером для планирования социально-экономического развития является законодательно установленное несоответствие между закрепленными доходами муниципальных бюджетов и их расходными полномочиями, что ставит органы местного самоуправления в прямую зависимость от органов государственной власти различного уровня. Более того, процесс изъятия с местного уровня значительного объема налоговых отчислений, служащих гарантией финансово-экономической самостоятельности, сопровождается существенными ограничениями муниципалитетов в вопросах управления имущественным комплексом, так как закрытый перечень видов объектов муниципального имущества, закрепленный на федеральном уровне, практически полностью относится к социальной сфере, а потому априори не может быть доходным в подавляющем большинстве случаев.


Недостаточность собственной доходной базы для решения вопросов местного значения в полном объеме порождает ситуацию, когда основу доходной части местных бюджетов формируют трансферты из регионального и, в меньшей степени, федерального бюджетов; соответственно, основной задачей муниципальной власти является не долгосрочное развитие вверенной им территории, а выстраивание должных отношений с регионом, что позволит обеспечить наполнение местного бюджета за счет бюджетных средств субъекта Российской Федерации. В условиях неэффективной, слабо формализованной и во многом закрытой системы распределения трансфертов последствия такого рода политики для развития территории могут оказаться крайне негативными.