Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



Доходы населения и их покупательная способность


Для характеристики ситуации фактических денежных доходов населения следует учитывать значительную долю и массовый характер "теневых" доходов. В силу этого размер средней заработной платы по городскому округу Самара выше, чем в среднем по Российской Федерации и Самарской области, причем темпы ее роста опережают темпы роста потребительских цен по Самарской области. При этом сохраняется тенденция роста средней заработной платы работников крупных и средних организаций, в которых трудятся до 65% занятых в экономике города. В совокупности это служит предпосылкой сохранения производства, недопущения тенденции оттока из города квалифицированных кадров и уверенной конкуренции за миграционные потоки в Самарской области.


Однако в последнее время наметилось падение темпов роста средней заработной платы, которые ниже, чем в целом по России. Уменьшились также темпы роста ее покупательной способности, что в перспективе 3 - 4 лет должно привести к выпадению городского округа Самара из числа городов с высоким по российским меркам уровнем жизни населения. Уже сейчас по покупательской способности Самара находится на уровне городов 2 эшелона в ПФО - Оренбурга, Ижевска, Кирова, а по показателю динамики роста покупательской способности - на 12 месте. Таким образом, существует тенденция отдаления Самары от группы городов-лидеров в части создания привлекательных социальных условий на рынке труда.


В городском округе Самара наблюдается в целом умеренная дифференциация уровней среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики (примерно 25% от величины средней заработной платы), что является фактором сбалансированного развития рынка труда.


Структура занятости по секторам экономики является относительно стабильной. Наблюдается постепенное снижение числа занятых на крупных и средних предприятиях и повышение - в малом бизнесе. Оформился рост численности высококвалифицированных специалистов в финансовом секторе, в сфере информационных технологий и коммуникаций, которые характерны для постиндустриальной экономики. В связи с оживлением рынка заказов в космической отрасли страны сложились предпосылки сохранения квалифицированных рабочих мест на производстве космических аппаратов. Однако возросшие потребности города в высококвалифицированных рабочих местах сегодня не могут быть обеспечены ни собственными кадровыми ресурсами, потенциал которых уже истощен, ни мигрантами - из-за их недостаточной квалификации. Надежды касательно перелома данной ситуации возлагаются на проводимый в Самаре межрегиональный экономический форум "Самарская инициатива: кластерная политика - основа инновационного развития национальной экономики".


В то же время наблюдаются долгосрочные тенденции снижения удельной доли населения многих коренных для Самары национальностей, что способствует постепенному "вымыванию" их долей в пользу национальностей мигрантов из регионов Кавказа и Средней Азии. За счет выбывающей миграции резко снизился удельный вес национальностей, которым в целом присущ европейский тип ментальности и культуры, а именно: украинской, белорусской, еврейской. Снизилась также часть населения характерных для Поволжья национальностей (мордва, чуваши). В итоге доля населения ни одной из этих перечисленных национальностей в настоящее время не превышает 1,5% от общей численности жителей города. Исключением стало население татар, показавшее тенденцию к плавному росту.


Описанную выше ситуацию усугубляет отсутствие текущего статистического учета национального состава, системного мониторинга состояния межнациональных отношений, развитых социальных институтов, решающих вопросы этнокультурной ассимиляции в поточном режиме и в достаточно короткие сроки (2 - 3 года).