Рельеф местности и климатические условия на территории городского округа Самара благоприятны для проживания населения, развития промышленности и сельского хозяйства. Определенные ограничения создают предпосылки для изредка повторяющихся ураганов и снегозаносов и наличие известково-карстовых грунтов (Железнодорожный район), которые необходимо учитывать при строительстве.
Эпидемическое и эпизоотическое состояние территории городского округа Самара также является благоприятным. Оно может осложниться в летний период, особенно в Красноглинском районе, по причине вероятности возникновения лесных пожаров.
Однако функционирование городского округа Самара как крупного промышленного и транспортного центра снижает уровень безопасности в городском округе. С одной стороны, увеличение количества мигрантов из ближнего зарубежья вызывает рост преступности. С другой, снижение уровня безопасности обуславливается наличием крупных транспортных и промышленных объектов, расположенных внутри и вблизи городского округа Самара. На сегодняшний день в городском округе Самара насчитывается 14 промышленных предприятий, использующих в производстве аварийно-химически опасные вещества (далее - АХОВ), 21 взрыво-пожароопасный объект экономики, более 100 автозаправочных и автогазозаправочных станций. Через город различными видами транспорта перевозится большое количество пожаро-взрывоопасных грузов и АХОВ, что создает предпосылки для возникновения сложной экологической, химической и пожаро-взрывоопасной обстановки.
Опасность представляет возможный выход из строя (взрыв) энергокотлов на Самарской, Безымянской ТЭЦ и ГРЭС, в результате чего до 60% объектов экономики и жилого массива окажутся без электроэнергии, а в зимнее время года без отопления. При отключении электроснабжения городского округа Самара все насосные станции общества с ограниченной ответственностью "Самарские коммунальные системы" будут остановлены, так как они не имеют резервных источников питания.
Наличие на реке Волге гидротехнических сооружений создает предпосылки для подтопления в период весеннего паводка. В случае разрушения плотины Жигулевской ГЭС им. В.И. Ленина возможна угроза катастрофического затопления отдельных районов городского округа Самара (Куйбышевского, Железнодорожного, Советского). Возможно образование многочисленных изолированных районов, с которыми прекращается дорожно-транспортная связь. Автомобильные дороги для транспортного использования могут оказаться непригодны.
Угрозу безопасности жизни населения представляет большое количество ветхого и аварийного жилья, подлежащего сносу и реконструкции.
Фактором, который может усложнить ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, является возможность использования в городском округе Самара только десяти основных магистралей. В городском округе Самара слабо развиты сеть магистральных дорог на выход из городского округа, сеть дорог и подъездных путей к речным причалам, отсутствует достаточное количество мостов через водные препятствия, что ограничивает возможность для эвакуации населения.
Для эффективного решения задач по увеличению уровня безопасности граждан Администрация городского округа Самара использует программно-целевой подход, сосредотачивая усилия на приоритетных направлениях охраны граждан от возможных правонарушений и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В сфере общественной безопасности особое внимание уделено профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике наркомании, предупреждению экстремизма и терроризма, а также противодействию коррупции. На территории городского округа Самара создана многоуровневая межведомственная система профилактики правонарушений в этих сферах. Администрацией городского округа Самара учреждены городские комиссии и районные рабочие группы. В результате совместных профилактических мероприятий в 2007 - 2011 годах количество преступлений (в том числе и подростковых) в целом снизилось, уменьшилось количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В настоящее время в соответствии с федеральными и областными программами Администрацией городского округа Самара разработаны и утверждены муниципальные целевые программы по профилактике правонарушений и обеспечению общественной безопасности; по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании и реабилитации наркозависимой части населения; по противодействию коррупции. В рамках этих программ совершенствуются нормативная правовая база и правовые механизмы. Особенно заметна законотворческая активность в сфере противодействия коррупции.
Администрацией городского округа Самара сформирована система открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления при разработке и принятии решений по важнейшим вопросам жизнедеятельности городского округа Самара через официальные сайты и другие СМИ, в частности, созданы "электронные общественные приемные", открыт "телефон доверия", а также осуществлен переход к проведению аукционов в электронной форме.
Активизирована работа участковых уполномоченных полиции. Произошло укрепление материально-технической базы участковых пунктов полиции и других подразделений органов внутренних дел по городскому округу Самара.
Однако в связи с долгим отсутствием должного контроля за миграционными процессами имеются сложности при формировании состава правоохранительных структур, выражающиеся в непропорциональном увеличении доли сотрудников коренных национальностей бывших союзных республик СССР (в первую очередь кавказских и среднеазиатских), а также кавказских республик в составе России.
Негативно сказывается на эффективности деятельности органов внутренних дел низкая активность граждан в деле защиты общественного порядка, в том числе и общественных организаций ветеранов правоохранительных органов. Этому способствует как правовой нигилизм населения, так и несовершенство законодательной базы по созданию и деятельности добровольных формирований по безопасности общественного порядка. У Администрации городского округа Самара имеется положительный опыт привлечения общественных объединений к охране общественного порядка, на основе которого ею разработаны проекты документов по созданию добровольных формирований по выполнению функций охраны правопорядка.