Действующий

Об утверждении Стратегии комплексного развития городского округа Самара на период до 2025 года



4.3. Сфера социальной поддержки и защиты населения городского округа Самара


Особенностью современной демографической ситуации в городском округе Самара является старение населения и, как следствие, высокая численность людей старшего (пенсионного) возраста. Они составляют почти треть населения города, и их численность постепенно увеличивается, в то время как численность всех жителей снижается. Одновременно с этим процессом в городском округе Самара растет доля лиц, получающих пенсию по другим основаниям.


Актуальной проблемой города также является устойчивый рост в последние годы количества лиц с ограниченными возможностями. В городском округе Самара их проживает более 100 000, что составляет 9% населения. Тревожной тенденцией является сокращение их занятости. На сегодняшний день в общественном производстве работает всего около 15% от общего числа инвалидов, хотя большую их часть составляют лица трудоспособного возраста.


Другой категорией граждан, нуждающихся в социальной защите, являются лица без определенного места жительства и занятий. По официальным данным, в городском округе Самара таких граждан около двух тысяч человек. Фактически же их число колеблется от 4 тысяч в зимний и до 6 тысяч в летний период.


Социальную защиту вышеперечисленных и прочих категорий населения на территории городского округа Самара осуществляет Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара.


Городская система социальной поддержки характеризуется высокой степенью нормативной разработанности, аналогов которой нет в Самарской области. Общее количество видов мер на сегодняшний день составляет 118, ими пользуется фактически каждый второй житель городского округа Самара. Социальная поддержка и защита населения предоставляется как по федеральному (20 законодательных актов), так и по региональному законодательству (12 законодательных актов). В этот перечень мер входит поддержка ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, членов семей погибших (умерших) военнослужащих. Кроме исполнения федерального и регионального законодательства, Департамент социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара принимает активное участие в разработке и реализации целевых программ городского округа Самара:


- по созданию условий для повышения качества жизни ветеранов;


- по проблемам инвалидов;


- по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам инфраструктуры;


- по проблемам лиц без определенного места жительства.


В городском округе Самара также осуществляется социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, основными формами которого являются социальное обслуживание на дому; прием граждан в отделениях дневного пребывания; психологическая помощь подопечным и срочное социальное обслуживание. Численность обслуживаемых граждан снижается, что объясняется сокращением кадров, недостаточностью выделяемых денежных средств и изменением условий оказания такой помощи. Сказывается также уменьшение количества отделений социальной помощи на дому и отсутствие отделений дневного пребывания в Самарском и Кировском районах.


Увеличение количества мер социальной поддержки и расширение категорий получателей требуют оптимизации процесса обслуживания граждан. На сегодняшний день проводится сокращение штатных единиц Департамента социальной поддержки и защиты населения Администрации городского округа Самара в целях экономии бюджетных средств. Также процесс увеличения объема социальной поддержки тормозится недостаточным качеством предоставляемых услуг.


В настоящее время население продолжает испытывать значительные трудности при оформлении мер социальной поддержки, что снижает доступность социальных услуг. С одной стороны, не в полной мере реализован принцип "единого окна": граждане несут временные и финансовые затраты на получение документов из различных структур для оформления мер социальной поддержки. С другой стороны, необоснованно высокие трудозатраты ложатся на специалистов самих органов социальной поддержки при выполнении функций, связанных с проверкой достоверности представленной информации. Взаимодействие с различными организациями (федеральными, региональными, муниципальными предприятиями) носит разрозненный характер и строится на "личных" связях. Это говорит о низком уровне развития современных информационных технологий в сфере социальной поддержки населения. Низкая эффективность использования средств, выделяемых на социальные меры, обуславливается широким использованием бумажного, а не электронного документооборота, информационной ограниченностью баз данных, отсутствием единого информационного пространства, в том числе локально-вычислительной сети. Остро стоит проблема нехватки новой и замены устаревающей вычислительной техники. Причиной этих проблем является недостаточность и непостоянство бюджетного финансирования.


Кроме того, из-за непостоянства финансирования происходят сбои в графике реализации мероприятий целевых программ в сфере социальной защиты, а также зафиксирован высокий процент износа помещений, в которых размещаются службы социальной поддержки городского округа Самара.


Другой проблемой является длительность и сложность межведомственных согласований при внесении изменений в программы по социальной защите и поддержке населения, проведения ремонтных и прочих работ в помещениях, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.