Территория городского округа Самара характеризуется относительной компактностью: общая площадь городского округа (541,00 кв. км) - одна из самых маленьких среди городов-миллионников. Невысок для миллионного города и уровень использования жилых территорий, так как плотность населения на большей части территорий не достигает даже среднего уровня использования.
При этом застроенные территории, особенно жилая застройка, занимают меньшую часть территории городского округа, а большая доля жилых площадей приходится на усадебную застройку, участки садоводческих и дачных кооперативов. Значительные площади городского округа Самара составляют лесные массивы, частично земельный фонд городского округа Самара представлен акваториями. Также к городским землям относятся территории сельскохозяйственного назначения и часть неосвоенных земель, которые в настоящее время выборочно используются под несанкционированные городские свалки.
Несмотря на то что городской округ Самара обладает значительным территориальным потенциалом, он полноценно не задействуется. Основная часть земель принадлежит федеральным и областным органам государственной власти; в наличии также категории земель, собственность на которые не разграничена (в частности, лесные массивы, выведенные в 2010 году из лесного реестра), но находится в ведении Правительства Самарской области. Кроме того, имеется большое количество скрытых собственников земельных участков. Конфликт интересов и нормативно-правовые сложности в выделении и оформлении в муниципальную собственность земельных участков усугубляются отсутствием полномочий у органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками для целей, не связанных со строительством (например, для погребения, для строительства крематория).
Имеющийся потенциал земельного фонда городского округа Самара ограничивается высокой стоимостью освоения территорий под застройку (по сравнению с пригородом и соседними муниципальными образованиями, где растет спрос на земельные участки под индивидуальное строительство и под транспортно-логистические центры, складские терминалы вблизи крупных автомагистралей), а также недостаточностью бюджетного финансирования и сложностью привлечения внешних инвесторов.
Строительство на месте ветхого жилья почти не ведется вследствие сложностей в решении вопросов собственности жилья, а территории бывших промышленных зон сильно раздроблены между собственниками, что приводит к их стихийному и несогласованному освоению без учета особенностей квартальной застройки и при слабых возможностях их комплексного планирования.