В соответствии с планом работы Министерства образования и науки Челябинской области на 2018 год и в целях повышения эффективности управления качеством образования в общеобразовательных организациях
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую методику проведения в Челябинской области мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (на всех уровнях общего образования).
2. Ввести в промышленную эксплуатацию автоматизированную информационную систему "Управление качеством общего образования" (далее именуется - АИС "Управление качеством общего образования").
3. Возложить функции оператора АИС "Управление качеством общего образования" на государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования".
4. Государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования" (Барабас А.А.):
4.1. Разработать регламент ввода в промышленную эксплуатацию АИС "Управление качеством общего образования" до 10 марта 2018 года.
4.2. Обеспечить комплексное сопровождение ввода в промышленную эксплуатацию АИС "Управление качеством общего образования".
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Первый заместитель
Министра образования и науки
Челябинской области
Е.А.КОУЗОВА
Методика проведения в Челябинской области мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (на всех уровнях общего образования)
1.1. Обозначения и сокращения
В представленной методике проведения в Челябинской области мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (на всех уровнях общего образования), применяются следующие обозначения и сокращения:
ФЦПРО - Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы
Мониторинг качества результатов обучения - сокращенное наименование мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
ГИА - государственная итоговая аттестация
ОГЭ - основной государственный экзамен
ЕГЭ - единый государственный экзамен
ВПР - всероссийские проверочные работы
РИКО - региональные исследования качества образования
АТЕ - административно-территориальная единица
МОУО - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования
ООО - общеобразовательная организация
МСОКО - муниципальная система оценки качества общего образования
ВСОКО - внутренняя система оценки качества образования
Система - автоматизированная информационная система "Управление качеством общего образования"
ГБУ ДПО РЦОКИО - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Региональный центр оценки качества и информатизации образования"
1.2. Область применения мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях
Методика проведения мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на всех уровнях общего образования (далее - методика) разработана в соответствии с задачей 2 Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы (ФЦПРО) по реализации комплекса мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами.
Методика отражает содержание мероприятия 2.2 данной задачи ФЦПРО: реализация комплексного проекта по отработке и распространению механизмов повышения качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространения их результатов.
Методика описывает содержание, порядок проведения и порядок предоставления результатов мониторинга качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях в Челябинской области.
Наименование мониторинга - мониторинг качества результатов обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (мониторинг качества результатов обучения).
Основаниями разработки и проведения мониторинга выступают федеральные документы:
Основаниями мониторинга качества результатов обучения регионального уровня выступают:
1. Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013 N 338-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2019 годы".
2. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 29.12.2016 "Об утверждении комплекса мер, направленного на создание условий для получения качественного общего образования в школах со стабильно низкими образовательными результатами в Челябинской области, на 2017 год".
3. Соглашение между Министерством образования и науки Челябинской области и ГБУ ДПО РЦОКИО от 23 июня 2017 года N 369 о предоставлении субсидии на иные цели для разработки, апробации и распространения моделей управления качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами общего образования и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Под мониторингом качества результатов обучения понимается: система периодического отслеживания результатов, достигнутых обучающимися в ООО Челябинской области в обязательных процедурах оценки качества образовательных результатов (предметных и метапредметных) федерального (ГИА, ВПР) и регионального (РИКО) уровней, которая обеспечивает (в соответствии со специально разработанной методикой) получение необходимой для принятия эффективных управленческих решений информации о результатах качества обучения в школах с низкими результатами и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Объектами мониторинга качества результатов обучения являются: ежегодные количественные результаты, достигнутые обучающимися ООО Челябинской области в обязательных процедурах оценки качества образовательных результатов (предметных и метапредметных) федерального (ГИА, ВПР) и регионального (РИКО) уровней:
- по русскому языку в 4-х, 5-х классах - по результатам ВПР предыдущего учебного года; в 9-х классах - по результатам ГИА в форме ОГЭ предыдущего учебного года (досрочный и основной периоды); в 11-х классах - по результатам ГИА в форме ЕГЭ предыдущего учебного года (досрочный и основной периоды);
- по математике в 4-х, 5-х классах - по результатам ВПР предыдущего учебного года; в 9-х классах - по результатам ГИА в форме ОГЭ предыдущего учебного года (досрочный и основной периоды); в 11-х классах - по результатам ГИА в форме ЕГЭ (базовый уровень) предыдущего учебного года (досрочный и основной периоды);
- по метапредметным результатам, в 4-х, 7-х классах, 10-х классах - по результатам РИКО предыдущего учебного года.
В основание отбора данной совокупности объектов мониторинга качества результатов обучения положен принцип сравнимости результатов процедур оценки качества образования по годам и уровням освоения образовательных программ общего образования, проводимых во всех ООО.
В соответствии с принципом сравнимости были отобраны количественные результаты двух обязательных для всех ООО федеральных процедур оценки качества предметных результатов (русский язык, математика), проводимых ежегодно и на всех уровнях школьного образования.
Кроме того, для оценки качества сформированности метапредметных результатов (универсальных учебных действий) были отобраны количественные результаты, достигнутые обучающимися ООО Челябинской области в одной обязательной процедуре оценки качества образовательных результатов регионального уровня (в форме комплексной работы или индивидуального проекта).
В целом определенная методикой совокупность объектов является необходимой и достаточной для достижения цели мониторинга качества результатов обучения.
Цель мониторинга качества результатов обучения: получение объективной информации о качестве обучения (динамике качества обучения) в ООО Челябинской области по результатам обязательных процедур оценки качества образовательных результатов (предметных и метапредметных) федерального (ГИА, ВПР) и регионального (РИКО) уровней, позволяющей выявлять школы, потенциально отнесенные к группам школ: с низкими результатами и функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, для оценки результативности управленческих решений по повышению в них качества обучения.
Ожидаемыми результатами мониторинга качества результатов обучения по мере накопления информации станут:
- разработанность и периодическое применение мониторинга качества результатов обучения как одного из региональных инструментов идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;